Алкоголь должен исчезнуть с прилавков обычных магазинов — Владимир БРЮН

Граждане России стали заметно реже употреблять алкоголь, сообщает пресс-служба Министерства здравоохранения. В минувшем году, спустя четыре года после запрета рекламы спиртных напитков в средствах массовой информации, объем выпитых алкогольных напитков на душу населения в стране сократился с 12,4 литров до 10,3 литров в год. Смертность от отправления алкоголем за отчетный период сократилась почти в два раза: до 5,6 случаев на 100 тысяч человек — в сравнении с 11,4 случаями ранее. В начале лета также сообщалось, что в России зафиксировано сокращение числа граждан, употребляющих спиртное и курящих. В начале этого года сообщалось, что действующий запрет на продажу спиртных напитков в ночное время могут расширить: запрещать реализацию алкоголя предлагается с 21 часа вечера до 9 часов утра. Не так давно стало известно, что Министерство здравоохранения планирует предложить запрет продажи алкоголя по выходным дням. Общая ситуация с употреблением алкоголя в стране претерпевает позитивные изменения вот уже несколько последних лет. Какие меры кроме тех, что были приняты на федеральном законодательном уровне, могли способствовать формированию такой тенденции? Каких еще шагов в этом направлении можно ожидать от властей в обозримом будущем? Об этом "Правда.ру" решила спросить у главного нарколога страны Владимира Брюна.

— Какие государственные меры способствовали такому позитивному результату?

— Да, общая цифра снижается, особенно по большим городам, где хорошо организованы наркологические службы и ведется мониторинг наркологических проблем у людей. Что происходит в селах и городах, честно говоря, мы до конца не знаем, результирующая разная. Но страна большая, разные регионы, по-разному они пьют, поэтому нужны дополнительные сравнительные исследования между селом и городом. Пока таких исследований, насколько я понимаю, не было.

— Можно ли говорить о том, что проблема находится под контролем государства?

— Безусловно. Дело в том, что вообще государство и Минздрав в том числе прицельно принимают массу мер. Очень много хорошего уже сделано: идет большая пропаганда здорового образа жизни, пропаганда вреда алкоголя. Есть специальные программы по выявлению злоупотребляющих алкоголем; и в первичном звене, в медицинских учреждениях общего профиля, и в трудовых коллективах уже началась работа, не говоря об образовательной среде. Там активно проводится профилактическая работа. И рынок алкогольной продукции регулируется более четко и серьезно. Так что серьезных мер принимается много. Поэтому цифры уже говорят сами за себя: и отравлений меньше, и смертность меньше.

Я думаю, что общие усилия всех ведомств, общие усилия общественных организаций профилактической направленности — их тоже очень много. Я думаю, что все это вместе сработало на такой положительный результат.

— Как планируется расширять антиалкогольную кампанию?

— Очень важная идея Минздрава, на мой взгляд, это убрать алкоголь из продуктовых магазинов. И особенно из маленьких магазинов, расположенных в жилых домах. Там активно торгуют табаком и алкоголем, а это неправильно. Люди выходят, тут же распивают, тут же курят на глазах у подрастающего поколения. Я полагаю, что алкоголь должен продаваться в крупных специализированных алкомаркетах. Такая тенденция уже есть. Появляются отдельно стоящие алкогольные маркеты. Эта тенденция должна быть продолжена.

Главное вот здесь что: необходимо убрать алкоголь из жилого сектора, чтобы это не было на глазах у несовершеннолетних. Кроме того, еще же есть и такие "сомневающиеся" люди, которые придут за хлебом, а купят заодно и бутылку. В общем, там масса мотиваций, почему мы отстаиваем эту точку зрения: алкоголь должен продаваться только в специализированных магазинах.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *