Автор Правда.Ру

Широченная лазейка для чиновника

Основные минусы в законе об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств остались прежними
Сколько раз было сказано, что любые налоги, штрафы, платежи должны быть установлены федеральным законом, но сумма страховки все-таки в закон не попала — ее будет устанавливать Правительство. А это означает возможность произвола.

В ходе обсуждения проекта нас обманывали — утверждали, что владельцу "Жигулей" придется заплатить за страховой полис рублей 500, не больше. Сейчас выяснилось, что в Москве платить придется не 500 рублей, а 100 долларов. Нет сомнения, что и в регионах страховщики своего не упустят.

Сумма страховых выплат так и осталась на уровне 4 тысяч долларов. Если нанесенный водителем ущерб составил, скажем, 10 тыс. долларов, то 4 тысячи получить удастся, а разницу придется выбивать через суд. Поэтому полностью рухнул миф, который создавали гаишники, взявшись за руку со страховыми компаниями: мол, не придется россиянам бегать по судам и закладывать квартиры.

Еще как придется!

Далее, специальный коэффициент — это форменное издевательство. Если в течение года водитель не совершил ни одной аварии, то в следующем году его страховой взнос будет на 5-10% меньше. А если попал в аварию, то заплатит в два с половиной раза больше. Обратите внимание — не на 10% больше, а в 2

с половиной раза! В этом смысле я бы посоветовал всем активным избирателям через своих депутатов добиться, чтобы все специальные коэффициенты были записаны в самом законе.

Кое-какие минусы добавились в законе и в ходе внесения поправок. Например, в первоначальном законопроекте были учтены права инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза и т.д. Предполагалось, что они будут платить половину от суммы страхового взноса. А теперь этих льгот они лишились. В окончательном варианте сказано, что льготы им могут предоставить местные власти. Но совершенно ясно, что никто им ничего не даст. Это очень плохо. У нас не так много героев и ветеранов осталось, чтобы их лишать таких привилегий.

Теперь об опасностях, подстерегающих автовладельцев. В законе были и остаются тысячи ловушек, позволяющих страховым компаниям содрать крупную сумму с владельца автомобиля. Например, если водитель был пьян или автомобилем по доверенности управлял человек, не внесенный в страховой полис. Это противоречит Гражданскому кодексу, поскольку владелец имеет право дать доверенность любому человеку по своему усмотрению. А в данном законе сказано, что только тому, кто внесен в страховой полис. Значит, если в ДТП попал знакомый, которому владелец дал доверенность, но не внес в полис, компенсацию, может, и выплатят, но потом всю сумму возьмут с того, кто добросовестно заплатил страховку. Этот вопрос так и не удалось утрясти.

Следующий момент. Записано такое дурацкое, с позволения сказать, положение, как умысел при совершении ДТП. Может быть, имелся в виду умысел в совершении аварии, то есть кто-то умышленно кого-то торпедировал. Но в жизни это ситуация исключительная. Как правило, случается совсем другое. Хотел проскочить на красный сигнал светофора или пойти на обгон через встречную полосу, понадеявшись на русский "авось". Ну не повезло, ударились. Так вот и в этих случаях в итоге будет платить не страховая компания, а виновник.

Правда, есть в законе некоторые улучшения в сравнении с прежним вариантом. Первоначально можно было вообще отказать в выплате компенсации, если водитель был пьян или еще что-нибудь в этом роде. Теперь все-таки пошли на компромисс. Компания выплачивает сумму страховки потерпевшему, а потом с виновного взыскивается в порядке так называемого регресса. Получается как бы двухступенчатый иск. То есть вы не нанесли ущерб непосредственно страховой компании, вы нанесли ущерб потерпевшему. Но страховая компания потратилась, она ему выплатила деньги. Она ему платит, а потом уже обращается с иском к вам. Я с этим категорически не согласен. Да, я виноват. Но ведь я застрахован. Страховка и делается на случай беды, это же не благотворительный взнос. А получается, что я подстраховался, заплатил и с меня же вычитают.

Еще один аспект. Максимальная сумма выплат согласно закону составляет 400 тысяч рублей. Это если много машин столкнулось. Представьте себе: большая авария, автобус в кого-то врезался, люди погибли. И дадут 400 тыс. рублей на всех. А там было 40 человек. Получается, по 10 тыс. на каждого. Попробуйте компенсировать утрату кормильца семьи или его поломанные руки и ноги за 10 тыс. рублей. Посмотрим, как у вас это получится.

И последнее. Полисов страхования гражданской ответственности существует только два. Можно купить на год. А можно купить за полцены на полгода. Если в течение этого полугодия умудришься стукнуться, тебе оплатят половину от положенных 4 тысяч долларов. А что делать человеку, который ездит только три месяца в году? Он хотел бы и полис купить на три месяца. Но ему такой возможности не дадут.

Более того, в России 80% автолюбителей ни разу за всю жизнь не попадают в ДТП. Почему они своими деньгами должны оплачивать нерадивых? А им говорят: ты обязан застраховать свой автомобиль сразу после покупки, еще до того, как зарегистрируешь его в ГАИ.

Так что, по моему мнению, с принятием нового закона автолюбителей ждет больше плохого, чем хорошего. Гаишники их будут наказывать за сам факт отсутствия страховки, зато в случае совершения ДТП получить компенсацию будет совсем не просто. В своем нынешнем виде закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств нацелен только на то, чтобы обогащать страховые компании. Не хочу никого оскорблять, но полагаю, что его очень сильно лоббировали. Это понятно, поскольку речь идет о гигантских деньгах.

Против этого закона надо бороться, активно работая с депутатами. Надеюсь, через год изберут новую Думу, лоббисты страховщиков туда уже не попадут, и, может, удастся что-то изменить. А пока, дорогие автомобилисты, готовьтесь к новым поборам.

Л.ОЛЬШАНСКИЙ , Действительный член Академии юридических наук, член экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ.

"Республика Татарстан"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Конец "меркелизма": Spiegel объяснил, почему Ангела скоро уйдет
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
США взорвали атомную бомбу неизвестно где. Видео
Будут посадки: Касьянов и Явлинский поделились плохими предчувствиями
"Джон умирает?": в США госпитализирован онкобольной сенатор Маккейн
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Уже и спасибо сказать нельзя: Трампа отругали за звонок Путину
"Перережем, если будет нужно!": почему страх НАТО оправдан
Киев растерян: черноморские страны игнорируют мнение Украины по мосту в Крым
Хоть бы мимо: к Земле приблизился космический "терминатор"
Назван способ пользоваться Facebook без вреда для психики
Какая это порода? "Медведопес" из приюта завел интернет в тупик
Конец "меркелизма": Spiegel объяснил, почему Ангела скоро уйдет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
Анатолий Вассерман: с плохими президентами нам пока везет
"Новая сирийская армия": США науськивают боевиков на борьбу с Асадом
Киев растерян: черноморские страны игнорируют мнение Украины по мосту в Крым
США угрожает катаклизм, который может разразиться в любой момент
Почему КНДР дает Штатам отпор, а у России "кишка тонка"

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры