Сельское хозяйство убьет не снятие санкций, а падение спроса

Страшно ли России от снятия эмбарго с Турции

Российское правительство продолжает смягчать эмбарго на ввоз турецкой сельхозпродукции. В октябре прошлого года власти разрешили ввоз косточковых и цитрусовых, на днях был снят запрет на поставки лука, цветной капусты, брокколи и гвоздики. Однако, как выяснилось, ужесточение конкуренции на родном рынке из-за отмены санкций — это не самая серьезная угроза для российских сельхозпроизводителей. Есть проблемы масштабнее.

Для начала хорошие новости. По итогам 2016 года сельское хозяйство вышло в бесспорные лидеры среди прочих российских отраслей: его взрывной рост по сравнению с 2015 годом составил 4,8 процента. По данным "Агроинфо", рекордные результаты получены почти во всех секторах. Урожай пшеницы — плюс 17 процентов к прошлом году, кукурузы — плюс 7,1 процента, риса — плюс 6,5 процента, зернобобовых — плюс 28,2 процента. По производству сахарной свеклы (рост на 34 процента) Россия оставила позади традиционные Францию, США и Германию. Отличились и масличный, и фруктовый сегменты, хотя на развитие последнего, по самым скромным подсчетам, требуется минимум 10-12 лет: урожай яблок и других семечковых фруктов вырос на беспрецедентные шесть процентов.

Как на дрожжах возводятся современные тепличные хозяйства — в 2016 году в России их построили 160 гектаров (плюс 100 тысяч тонн огурцов и томатов). В целом же производство тепличных овощей в 2016 году выросло опять же на рекордные 25 процентов. По данным минсельхоза, уровень российской самообеспеченности по овощам составил около 90 процентов. По мнению представителей Национального союза производителей плодов и овощей, если запрет на ввоз овощей из Турции, откуда импортировалась основная часть томатов и огурцов, сохранится еще на три года, это позволит российскому производству удерживать двузначные темпы роста. Желание овощеводов находит понимание в минсельхозе РФ, руководство которого неоднократно заявляло, что поставки помидоров и огурцов на внутренний рынок должны стать прерогативой исключительно российских производителей.

Рекордсменам-растениеводам не уступают и животноводы. Прирост мяса в целом в 2016-м составил 5,1 процента, из них свинины — 9,7 процента (пятое место в мире по объему производства), птицы — 3,5 процента. Впервые долгожданный плюс 0,6 процента отмечен на рынке говядины, которой традиционно не хватало еще с советских времен.

Параллельно с ростом объемов наших сельхозпродуктов бодрыми темпами сокращается импорт — яблок на 49 процентов (!), свинины — на 14,3 процента, мяса птицы — на 21,6 процента, говядины — на 17,5 процента. Импортозамещаются даже те товары, которые ранее в России не делались: в Свердловской области начали производить деликатесный хамон, в Татарстане — пармезан, в Оренбурге и Владикавказе — моцареллу, на Алтае — камамбер и маскарпоне.

Основных причин у отечественного сельхозпрорыва три. Первая — хорошая погода (традиционный бич или благодетель для российского крестьянина). Вторая — масштабная господдержка отрасли. В минувшем году Россельхозбанк выдал на сезонные работы кредитов на сумму более 2,4 миллиарда рублей — почти на 44 процента больше, чем в 2015-м. Общий же кредитный портфель банка по направлению АПК составил беспрецедентные 1,171 триллиона рублей. И, наконец, третья — девальвация рубля.

"Девальвация рубля — это та же самая защита внутреннего товаропроизводителя, потому что импортные товары при падении курса национальной валюты становятся дороже, — отметил в разговоре с корреспондентом "Правды.Ру" заместитель директора Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Валерий Миронов. — Поэтому если даже продовольственные антисанкции в отношении Турции и Евросоюза будут отменены, но курс рубля останется на прежнем уровне (а он явно не вернется к тому, каким был до падения цен на нефть), то наши производители будут успешно конкурировать с импортом на внутреннем рынке".

Но несмотря на рекордный 2016-й, окончательную сельхозпобеду праздновать рано. Эксперты предупреждают: наряду с успехами в сельском хозяйстве сохраняется достаточно много проблем, причем фундаментального характера.

В основном это по-прежнему нехватка сырья (семена, пестициды, ветеринарные препараты, кормовые биодобавки и т, д.) и оборудования, которые в течение десятилетий поставлялись из-за границы. Иными словами, несколько рекордов на нынешней базе поставить можно, долгосрочно и стабильно развиваться — нет.

Господдержка также распределяется крайне неравномерно: из вышеназванного объема до фермеров и крестьянских хозяйств дошла лишь пятая ее часть, остальные 4/5 забрали крупные агрохолдинги, силами которых и достигнуты результаты последних лет. Казалось бы, какая разница, главное ведь результат! Однако, по данным Росстата, число независимых фермерских хозяйств за десять лет, начиная с 2006 года, сократилось в 1,6 раза, с 285 тысяч до 174,4 тысячи. За бесстрастным словом "сокращение" скрываются разорение, банкротства, потеря рабочих мест.

Для потребителей же сельхозпродуктов диктат агрохолдингов оборачивается сужением ассортимента на магазинных полках, ухудшением качества продукции (сегодня снова массово говорят о росте фальсификата) и ростом цен. Зафиксировано, что по итогам минувшего года именно продукты питания вошли в число наиболее подорожавших отечественных товаров — тоже, увы, рекорд, только с отрицательным знаком. По данным Росстата, больше всего в прошлом году выросли в цене сливочное масло (на 20,5 процента), молоко и молочная продукция (на 9,5 процента), рыба и морепродукты, которые тоже относятся к АПК (на 8,6 процента), крупа и бобовые (на 6,4 процента), хлеб и хлебобулочные изделия (на 5,9 процента).

И вот тут-то и кроется корень проблемы. Кризис и вышеупомянутая девальвация рубля, сыгравшая на руку отечественным производителям, третий год подряд бьют по доходам россиян — по итогам 2016 года их падение составило 5,9 процента. Розничная торговля терпит убытки. Локомотив импортозамещения скоро упрется в потолок спроса.

"В 2017 году производство мяса может сравняться со спросом, — отметил в интервью "Российской газете" президент Мясного союза России Мушег Мамиконян. — Тенденции прослеживаются уже сегодня: существенно падают оптовые цены на свинину и мясо птицы. Мы не прогнозируем роста потребления мясной продукции внутри страны, это представляется маловероятным из-за продолжающегося снижения оборота розничной торговли и падения доходов населения. При самых высоких (за последние десять лет) темпах роста свиноводства (более 12 процентов) можно ожидать снижения рентабельности уже в среднесрочной перспективе. Остается только наращивать экспорт, иначе ослабнет экономическая состоятельность предприятий не только свиноводческой, но и птицеводческой отрасли".

О падении спроса беспокоятся не только производители относительно дорогой на общем сельхозфоне мясной продукции. На ухудшение сбыта в начале года жаловались мелкие фермеры, производящие, например, лук, который в сравнении с мясом стоит копейки и с которого на днях сняли антитурецкие санкции.

Понимая проблемы со спросом внутри России, власти декларируют постепенный поворот от объявленного в 2014-м импортозамещения на развитие сельхозэкспорта. В минувшем году экспорт продукции АПК показал рост на четыре процента. Лидеры здесь — подсолнечное масло, сахар и те же свинина с птицей. Скептики (или реалисты?) однако указывают, что застолбить себе нишу при жесткой конкуренции на мировом рынке нашей стране, долгие годы не экспортировавшей никаких продуктов, кроме зерновых, будет нелегко.

Да и экспортировать по большому счету некому — желающих сбывать свою сельхозпродукцию за рубеж гораздо больше, чем импортеров. Единственным возможным рынком сбыта для российских аграриев сегодня называют Китай. Китайцы охотно импортируют мелкие партии экологически чистых продуктов питания из приграничных российских регионов, однако переговоры о более масштабных поставках российского мяса на китайский рынок результата пока не дали.

Аграриям, конечно, остается пожелать удачи и дальнейших рекордов. Но как-то обидно думать о том, что недоступные соотечественникам из-за дороговизны продукты питания будут уходить за рубеж к более платежеспособным покупателям. Хочется дожить до "паритетных" времен, когда сельхозпроизводители будут богатеть за счет кошельков отечественного потребителя, а мы, в свою очередь, будем заполнять холодильники и накрывать столы исключительно родной (и качественной) продукцией по доступным ценам.

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *