Во вред или на пользу?

Рынок слияний и поглощений, или, как его называют на Западе Mergers and Acquisitions (M&A), еще достаточно молод, но уже нуждается в определенной реабилитации в глазах российской общественности. Во многом это "заслуга" неспокойных 90-х, когда поглощения предприятий часто носили криминальный характер. Банкротились и разорялись не только отдельные заводы, но и целые отрасли. Однако это уходит в прошлое и сегодня рынок слияний и поглощений постепенно становится существенным фактором развития экономики страны.

В этой связи показательно изменение отношения к проблемам M&A в среде законодателей, отмечает газета « Труд » и анализирует ситуацию в своем комментарии. 

Не отрицая того факта, что в этом секторе обстоит не все так гладко, как хотелось бы (в том числе и из-за несовершенства корпоративного законодательства), многие депутаты и члены Торгово-промышленной палаты РФ считают формирование рынка M&A положительным вектором развития российской экономики. В частности, такого мнения придерживается депутат Государственной Думы, член Комитета по собственности Александр Агеев: "Приходят не просто те, кто имеет деньги, а те, кто прежде всего доказал свою состоятельность на рынке, поэтому они и поглощают, - считает Агеев. - Я лично рассматриваю сегодняшний процесс слияний и поглощений как смену неэффективного собственника более эффективным владельцем".

Действительно, многие российские предприятия стали дойными коровами для собственных менеджеров и зачастую работают себе в убыток. Большинство из них страдают из-за так называемых "красных директоров", для которых на ладан дышащие фабрики и производства - неиссякаемый источник доходов. Помещения загибающихся заводов вовсю сдаются в черную аренду. А о том, чем занимаются арендаторы на таких предприятиях, регулярно рассказывают криминальные сводки.

Такие структуры в первую очередь и становятся объектами недружественных поглощений. Впрочем, недружественными они являются лишь для менеджмента, а вот для акционеров это, пожалуй, единственная возможность выгодно продать акции убыточного предприятия и начать, например, собственный малый бизнес, которого так не хватает нашей стране. Помимо всего прочего, замена "красного директора" на эффективного собственника в процессе законного поглощения - реальный способ исправить ошибки приватизации.

Но, несмотря на столь очевидные плюсы, сплошь и рядом смена собственника сопровождается негативным общественным резонансом. Это происходит в основном с подачи тех же непрофессиональных менеджеров, и в качестве главного раздражителя используется опасность массовых сокращений на поглощаемом предприятии. Однако, как показывает опыт, новый собственник не спешит увольнять сотрудников, поскольку он вложил в эти активы свои деньги и вовсе не заинтересован в том, чтобы новый бизнес начал буксовать из-за кадрового дефицита. "Если целью слияния или враждебного поглощения является бизнес со стороны агрессора, то это никогда не приведет к сокращению, а, наоборот, к увеличению рынка, к увеличению производства, к увеличению рабочих мест", - уверен член комиссии Торгово-промышленной палаты по мониторингу и противодействию противоправным поглощениям Юрий Борисов.

В тех же случаях, когда необходимо перебазировать только что приобретенное предприятие или производство, цивилизованные участники рынка M&A стараются найти для лишившихся заработка сотрудников новую работу. Некоторые компании даже за свой счет переучивают безработных. Так делала, например, инвестиционная компания "Росбилдинг" (некоторое время назад она прекратила свою деятельность на M&A-рынке), организовавшая Фонд трудоустройства и социальной поддержки. Благодаря работе фонда тысячи работников реструктурированных "Росбилдингом" предприятий получили новую профессию или новую, более высокооплачиваемую работу.

Кроме того, компании, работающие на рынке слияний и поглощений, объективно помогают отечественным правоохранителям бороться с экономическими преступлениями. Ведь смена собственника практически всегда означает ликвидацию черной аренды, схем минимизации налогообложения и т.д. Мнения о том, что M&A-операции сами осуществляются с помощью незаконных методов, сегодня уже не столь актуальны. В последние годы процент криминальных сделок на M&A-рынке неуклонно снижался, и сейчас их доля весьма незначительна.

Депутат Госдумы, член Комитета по безопасности Геннадий Гудков уверен: "Чем быстрее предприятие окажется в руках конечного собственника, который покупает его не для того, чтобы перепродать и получить какую-то выгоду, а для того, чтобы эксплуатировать это предприятие, развивать, тем лучше". Опыт наиболее крупных игроков в этом секторе рынка, таких, как "Росбилдинг", "Базовый элемент", "Гута" и других, доказывает это.

Тем удивительнее стремление некоторых чиновников запретить любое рейдерство в принципе. По мнению члена генсовета общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Ивана Полякова, это "аналогично запрещению разводов".

Автор Андрей Соколов
Андрей Соколов — журналист, редактор, ответственный секретарь
Обсудить