Престиж нации доверили автопрому России

Престиж России доверили родному автопрому

В РФ начнут выпускать автомобили для первых лиц государства. Проектом занимаются Marussia Motors и Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт. Стоимость проекта — примерно 15 миллиардов рублей. По мнению экспертов, опрошенных "Правдой.Ру", цель оправдывает средства: первые лица страны должны ездить на отечественных авто.

Победа в конкурсе под названием "Кортеж", в котором приняли участие такие знаковые игроки российской автомобильной отрасли, как группа "ГАЗ", московский ЗИЛ и принадлежащая Николаю Фоменко Marussia Motors, досталась ФГУП "Научно- исследовательский автомобильный и автомоторный институт" (НАМИ). В минувшую пятницу российский премьер подписал указ, согласно которому институт является единственным исполнителем госзаказа на выполнение "пилотного проекта по разработке и постановке на производство отечественных автомобилей на базе единой модульной платформы, обеспечивающей создание автотранспортных средств, предназначенных для перевозки и сопровождения первых лиц государства, а также других лиц, подлежащих государственной охране".

Как сообщается, победитель был определен минпромторгом еще в мае текущего года, а в последние месяцы решался вопрос, с кем будет сотрудничать НАМИ при создании президентского лимузина. Как справедливо заключили чиновники, работа над проектом должна осуществляться совместно с компанией, имеющий опыт создания такого рода автомобилей. В результате выбор пал на автомобильную компанию Marussia, представители которой выступали за то, чтобы произвести автомобиль для президентского кортежа "с нуля", то есть каждая деталь должна быть уникальной. Поэтому нет ничего удивительного в том, что бюджетные затраты на данный проект предполагаются в размере 15 миллиардов рублей. "Правда.Ру" решила поинтересоваться у экспертов, рационально ли такое расходование бюджетных средств и смогут ли российские конструкторы оправдать возложенную на них миссию?

Читайте также: Кортеж на "чайках", или Знаковый автопром

"Если для нас принципиален престиж, то такие траты из бюджета страны рациональны. Все-таки в державе, которая худо-бедно претендует на роль автомобилестроительной, у которой есть свои марки автомобилей и которая является одним из двух-трех крупнейших в Европе рынков по продаже автомобилей, наверное, высшее руководство страны должно ездить на каких-то своих очень хороших автомобилях, — поделился своим мнением главный редактор журнала "Новости автобизнеса" Роман Гуляев.

У первого заместителя председателя комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслава Лысакова также не вызвала никаких нареканий целесообразность создания дорогостоящего автомобиля для президентского кортежа. Более того, он заявил, что нынешняя ситуация, "когда глава государства, мощного, современного, достаточно развитого с точки зрения технической, экономической, технологической, передвигается на автомобилях иностранного производства", неприемлема.

"Прецедентов такого рода, насколько я знаю, в мире нет (кроме стран третьего мира). Французы (я имею ввиду не только политических деятелей, но глав прежде всего, первых лиц) передвигаются на отечественных автомобилях, немцы — то же самое, американцы — то же самое, единственное исключение — Россия, руководство которой, как правило, передвигается на автомобилях Mercedes специального класса, усиленных, защищенных и так далее. И это выглядит, в общем-то говоря, не очень красиво, не очень уместно", — считает представитель Госдумы.

Эксперт также напомнил, что в период СССР заводом ЗИЛ были выпущены небольшой серией отечественные автомобили представительского класса, на которых ездило руководство: известные ЗИЛ 114, ЗИЛ 117 и так далее. "Там даже коробка разрабатывалась автоматическая нашими конструкторами. Я не могу сказать, что они по всем своим параметрам превосходили аналогичные автомобили других стран, но тем не менее мы имели свой вполне достойно выглядящий, функционирующий автомобиль, который проходил, кстати, серьезнейшие испытания и в горных условиях, и в бездорожье. С большим запасом прочности и надежности изготавливались все детали этого автомобиля, — напомнил Вячеслав Лысаков. — На сегодняшний день мы фактически автомобилей такого класса не имеем.

И вопрос возрождения (ведь это небольшая серия, а не конвейерное производство, здесь другие законы работают) нашей марки в создании автомобиля, на котором не стыдно было бы передвигаться главе государства — это вопрос национального престижа. И я думаю, что здесь говорить о том, что 15 миллиардов — это огромные деньги, мы их тратим неправильно, лучше бы их отдать туда или использовать еще для каких-то целей — это некорректная и неправильная постановка вопроса. Национальный престиж — это материя достаточно хрупкая, она в рублях не измеряется. И в данном случае я считаю это решение совершенно правильным".

Читайте также: Грядет новый передел мирового авторынка

Примечательно, что несмотря на многочисленные неудачи российского автопрома в последние два десятилетия, эксперты уверенно заявили о том, что отечественные инженеры смогут создать уникальный и надежный президентский автомобиль, который будет защищен от провала отсутствием ориентира на массовое производство.

"На штучные разработки наши инженеры способны, — считает Роман Гуляев. — У нас традиционно в одном-двух-трех экземплярах получалось все хорошо, а до конвейера это доходило не очень хорошо. И потом, на такой проект, с таким финансированием можно привлечь и зарубежных консультантов, которые сделают так, что проект будет успешный".

"Мы сможем спроектировать и создать любой автомобиль, — подтверждает Вячеслав Лысаков. — Другое дело, что выпускать его серийно так, чтобы этот автомобиль соответствовал лучшим мировым образцам — это сложно. В том случае, если это серийный выпуск. Если брать автомобили представительского класса, бизнес-класса, любой класс автомобилей, выпускаемый на конвейере, то сейчас в этом отношении Россия отстала, и отстала, я могу сказать, навсегда. Потому что когда мы будем делать автомобили качества Lexus или того же Mercedes, наверное, японцы и немцы уже в это время будут летать, не ездить. Если же говорить о небольшой, так называемой спецсерии, где чуть ли не ручная сборка, то мы здесь сможем создать абсолютно современный, красивый, мощный автомобиль нашего российского производства, на котором можно будет, не испытывая никакого стыда, с гордостью передвигаться нашему руководству. В этом отношении у меня абсолютно оптимистичные прогнозы", — заключает представитель ГД.

Прогнозы оптимистичны, однако что получится на деле, россияне смогут увидеть только в 2017 году, если проект будет реализован в запланированный срок.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

 

 

 
Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить