Торговые сети прячут бонусы под "маской"

Принятый в начале года закон о торговле формально ограничил аппетиты розничных продуктовых сетей по взиманию бонусов с поставщиков продукции. Бюрократические группы, лоббировавшие данный закон, даже успели занести замедление инфляции в число своих достижений. Но, как и следовало ожидать, бонусы никуда не делись, они просто замаскировались.

Закон о розничной торговле начал работать с 1 февраля 2010 года. Согласно новым правилам, за ритейлерами сохранили только один вид бонусов от поставщиков продукции — так называемый ретробонус. Он не может превышать 10% и выплачивается за объем проданного товара. Громадные бонусы, которые в значительной степени влияли на конечную цену товара, вызывали немало дискуссий. Однако запретить бонусы на бумаге — этого мало. Ритейлеры нашли довольно простые способы удержать свои доходы.

Пожалуй самый популярный способ замаскировать бонус от поставщика — подписание договора на маркетинговое продвижение товара внутри супермаркетов. Это увеличило документооборот, так как теперь с производителем подписывается не один договор (договор поставки), а несколько. Формально сеть ничего не нарушает: производитель может и не продвигать товар внутри магазина, но в таком случае покупатель может и не найти этот товар в богом забытом углу магазина…А желающих заплатить "за полочку" по-прежнему достаточно.

"У нас будут официально опубликованы расценки на дополнительные маркетинговые услуги для тех, кто захочет ими воспользоваться. Дирекция по закупкам будет фокусироваться только на чистой цене товара — net-net-цене. Стоимость продукции поставщиков мы пересчитаем, исходя из этих цен", — сообщили журналу "Компания" в пресс-службе X5 Retail Group N. V.

Новые формы договоров появятся к 30 июню текущего года, когда официально завершится переходный период, определенный законом.

Многие поставщики уже получили обновленные договоры и стали работать по-новому, пишет "Компания". Выяснилось, что объем выплат не изменился. "Теперь он распределяется между ретробонусом и скидкой, предоставляемой сети от ранее установленной цены товара. То есть условно, если ранее цена товара составляла 10 руб., из которых 2 руб. приходилось на ретробонус, то теперь цена поставки составляет 9 руб. и 1 руб. — ретробонус", — рассказывает директор по маркетингу и продажам холдинга "Помидорпром" Сергей Лищук.

Фото: AP

Еще одним вариантом обхода нового закона является использование промежуточной ступени между сетью и поставщиком. Как утверждают эксперты, таким дополнительным элементом может стать, например, склад ритейлера. Склад не подпадает под действие закона и фактически может заключать с контрагентами любые договоры на условиях сети, с теми же скидками и бонусами.

Еще одним вариантом может стать взимание НДС с ретробонуса, который выплачивает сети поставщик. "Ранее НДС с ретробонуса никогда не взимался, проблема возникла тогда, когда Высший арбитражный суд вынес частное решение по делу Дирол Cadbury, он посчитал, что ретробонусы должны облагаться НДС", — говорит в комментарии "Компании" гендиректор ассоциации "Росчайкофе" Рамаз Чантурия. Как утверждают поставщики, рассчитывать на возмещение НДС они не могут.

Таким образом, выплачивать 18% поставщики должны из своей прибыли. При этом у сетей сохраняется возможность получить дополнительный финансовый поток, ритейлер фактически берет кредит на квартал: эти деньги могут быть направлены на развитие, и сеть может представить НДС на возмещение, отмечает издание. Как утверждают эксперты, для сетей это может стать способом возмещения оборотного капитала, ведь теперь сроки выплат поставщикам по закону будут сокращены максимум до 45 дней, в то время как раньше они составляли 60-90 дней, а то и вовсе замораживались.

Изворотливость сетей, конечно, объяснима, но она скорее усугубляет главную проблему, которая сейчас стоит перед розницей — падение платежеспособного спроса. Ставка на рост оборота уже не оправдывает себя, а значит ритейлу нужно пристально посмотреть внутрь себя в поисках собственных резервов эффективности и роста рентабельности. Это четкое программирование процессов, акцент на внутренних технологиях управления, экономящее нелишнюю копейку ресурсосбережение и переход к безлюдным сервисам.

Самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Сергей Николаев
Сергей Николаев — журналист, кандидат экономических наук, внештатный корреспондент Правды.Ру *
Обсудить