Автор Правда.Ру

Рафинадный jazz: Свободу свингу!

По таким лозунгом в Перми прошел VI Международный джазовый фестиваль
Сейчас можно отметить, что Кармен Ланди выступила с умеренным успехом. Каких–то неповторимых тембральных дарований, о которых известил арт–директор фестиваля Даниил Крамер, у мадам Ланди не обнаружилось. Но своим не слишком сильным голосом и скромными способностями к интонированию певица владеет профессионально. Как опытный бодибилдер умеет поиграть каждой жилочкой, то напрягая ее стальной струной, то красиво расслабляя, так и Ланди с полной отдачей форсировала свои forte или шептала едва слышные pianissimo — а чарующему угасанию звука зал внимал в чуткой тишине.

У нее дикция и прононс, как у оксфордского словесника — в отличие от большинства американцев, у которых на зубах будто полкило чуингама навязло. Ланди очень важно, чтобы слушатель понял, что она поет (посему фонетической анархией скэта она предпочитает пренебрегать). Певица интеллектуально дисциплинированна и математично точна: определяя, какие стили и джаз–персоны оказали на нее влияние, временные рамки указала с предельной четкостью: 1953 — 1971 гг., Джон Колтрейн и Майлз Дэвис, позднее — Бетти Картер и Ширли Хорн. И, конечно, Билли Холидей, yeah!

Все–таки университетское образование и в Америке кое–что значит. Да и карьера джазовой певицы шла по ступенькам, способствующим формированию наилучшего вкуса: выступления в клубах, затем сотрудничество с симфоническими оркестрами, участие в бродвейских шоу. В итоге интеллигентность теперь доминирует у нее над «духом свободы», музыкальное выражение которого сама Кармен Ланди считает основой джаза. Подолом своего шикарного платья певица умеет взмахнуть с изяществом герцогини... Словом, она остается клубной певицей для избранных эстетов, и можно предположить, что на столики в таких клубах выставляют исключительно диетическую колу и чипсы из трансгенного пюре.

Манеры и темперамент афроамериканки ну никак не стыкуются с кургузым пиджачком и беретиком с претензией на мефистофельность — у Ваагна Айрапетяна, или с рубашкой неопределенного цвета и повадками Денни де Вито — у Сергея Манукяна. Может быть, профессиональные музыковеды сочтут, что вокальные данные этих двух джазовых армянских мужиков не идут ни в какое сравнение с отшлифованным голосом Ланди, но фестивальная публика имеет право на противоположное мнение. Хотя бы потому, что «дух свободы» присущ Айрапетяну и Манукяну в несравнимо большей степени, чем чистокровной джаз–негритянке. В клубах, где Ваагн и Сергей могли бы выступать, столики обязательно окажутся залиты пивом и засыпаны если и не чешуей астраханской воблы, то крошками плебейских биг маков.

Ближе к финалу фестиваля Крамер вышел к микрофону и сообщил, что сейчас нас ждет более современный (в устах пианиста это прозвучало синонимом «авангардный») урбанистический джаз.

Это Манукян–то с Айрапетяном урбанистичны?! Скорее под такое определение подпадают предшествовавшие исполнители — или сам Крамер.

Должно быть, диксиленд в наименьшей степени подвержен рафинированию. Несмотря на почтенный 30–летний возраст коллектива, степенную корпулентность и благородную седоватость его музыкантов, челябинцы оттянулись на полную катушку. Игорь Бурко вел сам с собой мелодический диалог, попеременке дуя в две трубы — с сурдиной и без, а потом издавал совершенно амфибические клохтанья, солируя просто на мундштуке. Барабанщик Борис Савин армстронговской надсадной хрипотцой заводил полукичманское «Прости-прощай, Одесса–мама». Жаль, что пермяки — квинтет Владимира Венцлавовича — не позволили себе подобных, для джаза вполне традиционных, вольностей.

Исполнение Крамера, при всей его блистательной виртуозности, какое–то слишком однонаправленное, он будто не позволяет себе сделать шаг в сторону, не говоря уж о том, чтобы попетлять по обочине.

Квартет Александра Осейчука, напротив, умеет оторвать взгляд от дорожной разметки, полюбоваться окружающими ландшафтами — их музыкальные путешествия более пространственно ориентированы, в отличие от линейности Крамера.

Купите на "Озоне"
Дебит–кредит: атмосфера первого дня фестиваля оказалась отмечена излишней чинностью и рафинированностью, которые, мягко говоря, не слишком близки природе джаза. Наш репортер с ужасом наблюдал, как где–то с середины выступления Кармен Ланди публика принялась пачками покидать зал. Репортер успокаивал себя: мол, уходят люди случайные, поспешающие к Хрюше и Степаше в телевизоре, а настоящие фанаты вон как адекватно посвистывают, помяргивают и сидя подтанцовывают — в общем, ведут себя, как на джазовом, а не на симфоническом концерте.

Дезертиры были замечены и на второй день фестиваля, хоть и в меньшем числе. Даже пресловутые случайные люди не могли не проникнуться наступившим таки джазовым раздольем, оценить, как Айрапетян обибопил классический фокстрот «Tea for two», как Манукян, не заботясь о возможных недостатках своих вокальных данных, исторгал инопланетные рулады, а Сергей Васильев и Николай Варданян учинили нечто вроде мелодического фехтования на контрабасах. Опять–таки жаль, что потусоваться в джеме не вышли пермяки...

Павел КОПЕЙЩИКОВ, "Новый компаньон"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Говядина с цезием: как распознать облученные продукты
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Почему Казахстан отключил все российские телеканалы
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Спортивный юрист США: МОК совершил страшную ошибку
Тиллерсон: США еще вернутся к "вопросу" Крыма
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Большинству российских спортсменов не нужен флаг страны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны
Украинский историк объяснил России, как США выиграли две мировые войны

Русская эскадра - не просто набор слов. Это историческое название последнего соединения кораблей и судов Императорского флота России. Именно она эвакуировала из Крыма армию генерала Врангеля и гражданское население. Беженцев приняла Франция, предоставив эскадре стоянку в Тунисе, в городе Бизерта. Судьбы большинства беженцев поистине трагичны…

Последнее пристанище Русской эскадры