Любопытный и упорный физик Кузнецов

Путь к звездам

В детстве Кузнецов не мечтал ни о звездах, ни о физике. Учился в средней школе поселка Варегово, гонял с друзьями на велосипеде, пока в восьмом классе ему в руки не попалась интереснейшая книжка "Физика микромира". Она так его увлекла, так затянула, что после десятилетки для него не было другой дороги, как на факультет физики Ярославского государственного университета. А там встреча с профессором Липмановым, знакомство с его теориями, первый научный труд на третьем курсе, аспирантура, свои студенты. Уникальное для Ярославской области пятикратное обладание соросовскими грантами. Издание коллективной статьи в авторитетнейшем американском научном журнале. Появление собственной биографической справки на страницах американского "Кто есть кто в мире".

Доказать, чтобы жить

По мнению израильского ученого Арнона Дара, однажды из-за взрыва Сверхновой в нашей Галактике, кстати, события не редкого, происходящего в среднем раз в сто лет, возможна гибель цивилизации на Земле. Причиной станет пучок гамма-излучений, перед взрывом вылетевший из полюса звезды и, задев нашу планету, способный уничтожить все живое. А потому астрофизики, в том числе и ярославские, пытаются изучить эти внутризвездные процессы. Чтобы если не предотвратить, то хотя бы спасти человечество, например, переселив его глубже под землю или на другую планету. Или доказать, что идея Дара ошибочна. Последний вариант, по словам Александра Васильевича, стал бы достойной целью и его жизни.

Вникая в тайны мирозданья, забудь житейские страданья

На самом деле разговоры о недостаточном финансировании науки и утечки мозгов за границу уже набили оскомину. Сколько можно говорить об этом, если наше правительство делает вид, что все равно не слышит, или красиво рассуждает, много обещает, но все остается по-прежнему. Экспериментальное оборудование не обновляется десятилетиями. На ускорителях в Дубне, Протвине, Гатчине осталось буквально считанное число экспериментов, соответствующих мировому уровню. Аспирантская стипендия составляет жалких 500 рублей, на которые даже впроголодь не прожить. А жизнь жен молодых ученых можно сравнить с подвигом супруг декабристов.

Лучше думать о хорошем. О том, что ярославцы, занимающиеся физикой высоких энергий, входят в пятерку лучших по России, опередив даже москвичей, на книгах которых они обучались. Что все это не хвастовство, а мнение специалиста первого уровня академика Рубакова. Что на ярославской кафедре теоретической физики еще остались замечательные ученые — профессионалы, способные заразить молодых своим энтузиазмом и любовью к науке. А последние, вынужденные подрабатывать в различных далеких от физики фирмах, после работы бегут на кафедру заниматься любимым делом и сидят там до глубокого вечера, пока их не начнет выгонять вахтер. Мог бы сменить род своей деятельности и сам Кузнецов. В конце концов, как заместителю декана физического факультета по научной работе ему отчасти приходится выполнять и функции менеджера. Но он не делает этого и, видимо, никогда не сделает.

Лирика в жизни физика

А еще Александр Васильевич мог бы стать поэтом. Вот уже несколько лет он сочиняет хайку — японские трехстишия. Правда, что именно сподвигло его к восточному стихосложению, он затрудняется ответить. Вполне возможно, особый музыкальный мир дома, созданный женой — учителем музыки. Однако одно ему совершенно ясно — нет ничего лучше лаконичности хайку, столь дорогого и милого сердцу ученого-физика. Как только Кузнецов испытывает какое-то яркое впечатление с положительным знаком, он тут же берется за перо. Есть у него строки и о науке, написанные после очередной блистательной победы над формулой:

Науку движет
Сначала любопытство,
Затем упорство.

Анна Шомина

"Золотое кольцо"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить