Союз писателей России на фантастике не экономит

Московская городская организация Союз писателей России создала новую образовательную программу для всех, кто желает стать профессиональным автором. Три курса — элитный (фантастика, фэнтэзи, детектив), деловой (pr и журналистика в области культуры) и эконом, в который попали просто "проза" и "поэзия". Правда, программа платная и одного таланта для поступления на курсы мало, требуется еще и финансовая поддержка.

То есть, по логике создателей курсов, фантастика и фэнтази на сегодняшний день являются "элитным" направлением в литературе. Хотя, обычно, именно они считались жанром низким, в котором пишут графоманы, а читают, в основном, те, кто не любит литературу "серьезную". Но вот таки эти два жанра получили официальное признание и от Союза писателей России.

Также непонятно, почему "проза" выделена в отдельный курс. Видимо, фантастика и фэнтэзи по логике организаторов курсов "прозой" не являются. И, вероятно, ввиду убыточности занятием этой самой "прозой" вообще, курс по обучению назван "эконом" (на фэнтэзи же организаторы решили не экономить).

Главный козырь этих курсов — трудоустройство лучших студентов. Гарантированная помощь в коммерческих публикациях и в качестве дополнительного бонуса — вступление в СПР. Собственно, есть уже Институт журналистики и литературного творчества (ИЖЛТ), где также на коммерческой основе учат быть писателями, и Литературный институт им. Горького, где тому же учат бесплатно. То есть, учат в вышеупомянутых организациях, конечно, не тому, как стать талантливым писателем — этому, по общему уверению, научить нельзя, а основам техники профессионального письма и редактирования.

Но вот и Союз писателей России, который и так, в общем-то, выполняет функцию отбора лучших из пишущих личностей нашей страны — ведь для вступления необходимы рекомендации членов Союза и хотя бы несколько публикаций, что является некоей "гарантией качества", решил сам готовить достойную смену.

Читайте также: Поэт Дмитрий Дарин: "Поэзия в посредниках не нуждается"

Видим, члены СПР решили как-то оптимизировать процесс и дать шанс всем желающим зарабатывать на жизнь литературным трудом. Насколько данные курсы помогут талантам пробиться к читателю — вопрос спорный. Во-первых, творческие личности, как правило, с трудом наскребают себе на жизнь, а не то, что на платные курсы. Во-вторых, те, у кого есть талант, и так рано или поздно находят себе применение.

Фото: AP

Конечно, привлекает обещанная "интеграция в профессию" — писателю и поэту сегодня непросто своим талантом на жизнь зарабатывать, но смущает оговорка о "лучших выпускниках". А куда деваться остальным, которые поступили на курсы и затратили на них время и деньги? Снова писать "в стол"? Словом, очередной поиск талантов настораживает тем, что эти таланты должны будут сами оплатить свой выход к читателю, что является для большинства из них невозможным условием.

О том, как отразится на российском литературном процессе учреждение при Союзе писателей России платных обучающих курсов, читателям "Правды.Ру" рассказал писатель, лауреат российской Букеровской премии, председатель совета экспертов литературной премии "Большая книга", ответственный секретарь журнала "Новый Мир" Михаил Владимирович Бутов:

- Идея с этими курсами не самая удачная. И ничего хорошего из этого не выйдет. Писательство и способность к сочинению — это Божий дар. И этому нельзя научить на курсах. У нас уже есть Литературный институт, из которого талантливые люди в лучшем случае выходят такими же талантливыми, которыми они были и до него, а бездарности так и остаются бездарностями. Поэтому я как-то не очень себе представляю, как людей можно научить сочинять. А учить сочинять штампованные романы фэнтэзи, которых и без того тонны, это никому не нужно. Вряд ли это будет ценным вкладом в развитие отечественной культуры.

Другое дело, что можно научить некоторым ремесленным вещам. Где проявляются эти ремесленные вещи? В литературе — в меньшей степени, а в большей степени, например, в сценарном деле. То есть, можно научить человека, как написать сценарий для продюсера, но, опять-таки, нельзя научить его - что там надо написать, чтобы это был хороший сценарий.

Повторить механизм Запада тоже вряд ли удастся. На Западе коммерчески успешными становятся те книги — правда зачастую, а не всегда — которые необычны и способны людей удивить. Русская коммерческая система заключается в том, что здесь все штампуют под одну планку. И учить этому — совершенно бессмысленное занятие. Переписывание одной книжки на другие страницы никакой ценности для литературы не несет. Поэтому я не представляю, кому и зачем это все вообще нужно.

Самые интересные новости читайте на главной странице

Автор Анастасия Рогова
Анастасия Рогова — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить