Карло Гольдони: Снимая маску с театра

Никогда не забуду, как, гуляя по улочкам Венеции, увидел у памятника Карло Гольдони стайку туристов. Какой-то мужик спросил по-русски у гида, указывая на монумент: "А это Казанова?" В ответ чичероне утвердительно кивнул. Я понял хитрость экскурсовода: долго объяснять неучам, кому поставлен этот памятник. Но ведь в главном мужик не ошибся: Казанова был современником и земляком Гольдони. Земляком, если так можно выразиться о Венеции, большую часть которой занимает вода. Карло Гольдони не стало ровно 220 лет назад, 6 февраля 1793 года.

Не сказать, чтобы Карло Гольдони совсем не был у нас известен, хотя на русский язык из полутораста с лишним его комедий переведена ничтожная дюжина. Произведения драматурга неоднократно ставились на театральных подмостках в СССР, а по телевизору показывали "Трактирщицу" и "Слугу двух господ". Вот только последняя вещь получила большую известность как телевизионная музыкальная комедия под названием "Труффальдино из Бергамо", в которой подвижный Костя Райкин поет голосом тогда еще не раскрученного Михаила Боярского. И, видимо, навсегда ломбардский город Бергамо с правильным ударением на первом слоге, по-русски стали произносить как Бергамо.

Читайте также: Певец, спасавший от депрессии

Великий драматург Карло Гольдони (Carlo Goldoni) — дитя XVIII века. Он родился через семь лет после его начала и не дожил ровно столько же до его окончания. Месяцем его рождения, равно как и смерти, стал февраль. Театру профессиональный юрист Гольдони посвятил свои зрелые годы, мало занимаясь им в начале своего поприща, и почти забросил в конце жизни. Однако он написал немалое количество пьес, уступив в количественном отношении лишь великим испанским комедиографам XVII столетия. Именно комедии более всего удавались Карло, но сначала писать он начал трагедии. Их даже ставили, но успеха у публики они решительно не имели.

Гольдони блестяще реформировал современный ему театр, что не удавалось до него никому. Устаревшую Комедию Масок — La Commedia dell'arte - он наполнил новым содержанием и изменил ее сценическую технику. В своих "Мемуарах" Гольдони поведал об этом. В 1738 году, работая для труппы, в которой были самые выдающиеся итальянские актеры того времени, Карло решил написать специально для них "комедию, которая, не порывая вполне с принципами Комедии Масок, круто меняла ее характер" (А. К. Дживелегов). Так появилась пьеса "Момоло, душа общества" (Momolo cortesan).

"Надо ставить пьесы, — писал Гольдони, — построенные на характерах. Ибо они источник хорошей комедии". Абстрактные персонажи, маски были заменены живыми людьми. Актерская импровизация, складывавшаяся из буффонады и акробатики, заменялась авторским текстом, в соответствии с которым и строились сценические образы. Карло взял на себя неблагодарную роль преобразователя: подобно Станиславскому, он учил лицедеев играть по-новому, а публику — смотреть новые постановки. Косность сопротивлялась всеми силами. Импресарио не желали рисковать, актеры — переучиваться. По признанию самого Гольдони, больше всего он намучился с актрисами. Избалованные успехом привередливые дамочки попили немало крови комедиографа. Особенно доставалось ему от жены директора театра и ее сестры.

Как водится, у всякого таланта и любого нововведения всегда найдутся противники. Гольдони упрекали в излишней натуралистичности. Порой это было справедливо. Наблюдательный правовед хорошо знал жизнь и слишком торопился, не всегда усердно трудясь над своими произведениями и порой выдавая "сырой" продукт. Однако большинство критиков видят в лучших вещах Гольдони великолепную художественную картину быта и нравов. Поэтому их и продолжают ставить и в наши время.

Хорошо заметна разница между Гольдони и другими выдающимися драматургами — почитаемым им Мольером и конкурентом Гоцци. Придворный поэт французского короля Мольер творил для парижского дворянства, Гольдони писал для широких кругов буржуазии. Карло Гоцци отстаивал прежние эстетические идеалы, Гольдони создавал реалистический театр. У этой троицы есть свои поклонники, их пьесы продолжают ставить и нельзя сказать, что кто-то один из них превзошел прочих. Каждый оказался хорош на свой манер.

Читайте также: Феллинимания: Они жили долго и по-разному

Однако в свое время реформатор театра Гольдони потерпел поражение и вынужден был покинуть родную Венецию, чтобы уехать в Париж, где он и скончается 6 февраля 1793 года. Это была личная трагедия мастера, но неумолимый ход времени уже нельзя было остановить. Итальянский, а вслед за ним и европейский театр уже изменился и не мог быть таким, как прежде. И пока Карло Гольдони, как писал историк и искусствовед Алексей Дживелегов, "скромно занимался в Париже уроками итальянского языка, на челе его незримо сияла уже слава величайшего драматурга Италии".

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook
Комментарии
Болгария в шоке: вслед за Радевым к Путину едет Борисов
Болгария в шоке: вслед за Радевым к Путину едет Борисов
Власти США потребовали отобрать у русских веру в Бога
Проигравшую Самойлову снова отправят позориться на "Евровидение"?
Разоблачено: почему российский "Бук" не сбивал MH-17
В Латвии готовят тотальный запрет на русский язык
Новая угроза "Газпрому": ЕС договаривается с Ираном
В Латвии готовят тотальный запрет на русский язык
В России начаты госиспытания новейшего истребителя МиГ-35
Ученые рассказали о неизвестных ранее свойствах клубники
Проигравшую Самойлову снова отправят позориться на "Евровидение"?
Жильцы первого дома реновации готовы докупить метры 
Новая угроза "Газпрому": ЕС договаривается с Ираном
США подтвердили атаки Украины в Донбассе
Проигравшую Самойлову снова отправят позориться на "Евровидение"?
Проигравшую Самойлову снова отправят позориться на "Евровидение"?
Проигравшую Самойлову снова отправят позориться на "Евровидение"?
Когда Прибалтика станет нищей
Проигравшую Самойлову снова отправят позориться на "Евровидение"?
Когда Прибалтика станет нищей
Когда Прибалтика станет нищей