Хлебников. Классика ушедшего века.

В Государственном центре фотографии Министерства культуры России 4 апреля открывается выставка классика фотографии Александра Хлебникова "Судьба мастера или пионеры Советской фотографической рекламы".

Один из первых российских рекламных фотографов, активно работавший в 30-60-е годы прошлого века долгое время был забыт, и забыт незаслуженно. Сегодня когда одним из самых престижных жанров фотоискусства является именно прикладная фотография, пришло время вспомнить классика и одного из первооткрывателей российского рекламного фотоискусства.

Вещь в себе — так можно охарактеризовать творческий стиль фоторабот Хлебникова. Предмет как самостоятельный элемент в истории цивилизации человечества, предмет, несущий на себе печать лаконизма и рефлексивной мысли о нем одновременно, фотонатюрморт, обеспечивающий и прикладные задачи — соединение несоединимого.

Сегодняшний избалованный пожиратель рекламы не в состоянии представить себе в полной мере мастерство Хлебникова, потому что не может представить образчики советской рекламы. В то время, когда Хлебников снимает свои фотошедевры, даже позже, когда большинство шедевров известно, в шестидесятые годы идет массированная рекламная кампания маргарина — сливочного масла в стране не хватает, готовить на растительном масле — не вкусно, и не престижно (впрочем, еще бы вкусно — что такое рафинированное подсолнечное масло — стране еще неизвестно), и на последних страницах популярных газет и журналов появляется текст о пользе и питательности маргарина. Текст сопровождает картинка — мятый брусок маргарина в мятой бумаге с нечеткими буквами и убогим рисунком. Когда два десятилетия спустя в стране появилось французское сливочное масло, фольга от его упаковки показалась шедевром и дети отмывали от жира фольгу и собирали как фантики. Впрочем, она была красивей фантиков от советских конфет. Вот с этих позиций хорошо видна величина и пафос искусства фотографа Хлебникова.

Экзистенциалисты были в почете до той грани, где начинался разговор о безграничной свободе, но это оставалось как бы за скобками, а вот у Хлебникова — не осталось — экзистенциальной тоской пропитаны его фотоработы, экзистенциальной в полной мере — за гранью свободы и даже за гранью личности — фотограф-философ выходил на грань бытийности-бытия — того уровня, когда бытию уже не навязывается роль определять бесконечно сознание, и когда оно само по себе — бытие в фотографии.

"Работы А.В. Хлебникова в области репродукционной, прикладной и исследовательской фотографии составили ему заслуженную славу одного из лучших мастеров этой области в СССР. Огромная художественная культура, тонкое мастерство его техники, необычайное воспроизведение фактуры "объекта", передача цветовой гаммы, тончайшего и мельчайшего рисунка, выявление сложными приемами репродукции поблекших деталей старинных произведений искусства до полного блеска их реставрации в фотографии сделали А.В. Хлебникова большим мастером, сочетающим в репродукционном деле художника с пытливым научным исследователем. Своими зачастую им самим открытыми способами фиксации сложнейших художественных объектов он много содействовал утверждению фотографии как эффектного способа научного исследования в музейной фотографии, одновременно давая свои репродукции как законченные и художественно выполненные произведения. Его репродукции доставляют не только художественное наслаждение, но по характеру их выполнения и передачи знатоки музейного дела определяют наслоения эпох, даты и методы реставрации, воспроизведенные А.В. Хлебниковым", — так восхищенно писали о его творчестве коллеги-фотографы.

Именно по инициативе мастера после 1-го музейного съезда на Высших музейных курсах и для аспирантуры Музея Революции СССР был введен обязательный курс "Фотография в музейном деле". Этот курс Хлебников вел с 1931 года."

"Фотография для Хлебникова — это возможность говорить со зрителем о вечности и вечном. Судьба Мастера, его творчество, "фотографии, которые не горят", возвращаются полноценно в историю российского и мирового фотографического искусства." - Говорят искусствоведы, но вместе с тем, необходимо признать, что Хлебников и не уходил — то, что им создано, должно было впечататься зрительным рядом в генетическую память двух-трех поколений как нечто прекрасное на общем фоне тогдашней рекламы и на выставке мы вполне сможем вспомнить некоторые из работ фотомастера.

Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить