История жизни и творчества Клинта Иствуда

Клинт Иствуд: его путь через тернии к звездам

Биография актера и режиссера Клинта Иствуда, которому 31 мая исполняется 86 лет, также интересна и удивительна, как и его творчество. Будучи выходцем из рабочей семьи, Иствуд кем только не работал: и телохранителем, и продавцом, и пожарным, и даже джазовым пиантистом. Видимо, из-за всех этих мытарств у него такое глубокое понимание жизни и людей.

Основоположник жанра спагетти-вестернов итальянец Серджио Леоне в свое время объяснил, почему взял в свою знаменитую "долларовую трилогию" тогда, в 1964 году, еще никому неизвестного Клинта Иствуда: "У него есть два выражения лица — со шляпой и без шляпы". Спустя почти 30 лет, в 1992 году, Иствуд получит "Оскара" за фильм "Непрощенный", в 62 года превратившись из "того парня из вестернов" в икону режиссуры.

Клинт Иствуд, наверное, самый необычный из всех старожилов Голливуда. Он умудрился покорить и любителей вестернов, и любителей психологических триллеров, и драм, и мелодрам, и все это — и как актер, и как режиссер. 31 мая знаменитому калифорнийцу исполняется 83 года.

Иствуд никогда не гнушался ничего нового. Возможно, на становление этой черты его характера повлияло то, что он рос во времена, когда работу искали все и найти ее было очень трудно. Возможно, именно поэтому подростком Клинт, сын простых работяг Клинта и Маргарет (да, на самом деле он — Клинт Иствуд-младший) перепробовал кучу всего: работал телохранителем, продавцом, пожарным, даже джазовым пианистом (причем играть он научился сам, слушая записи, которые ему давала мама), продавцом.

В старших классах, кстати, он играл в театральном кружке, но это ему быстро надоело. Настоящая любовь к актерской профессии у него проявилась в армии благодаря двум сослуживцам. Вернувшись со службы, примерно в 1955 году он делает первые уверенные шаги в кинематографической карьере. Начинал он с эпизодических ролей, за которые получал сто долларов в неделю.

Большинство поклонников Иствуда обожают его за непоколебимую мужественность, которая проявлялась во всех его лучших актерских работах. Его человек без имени в фильмах "За пригоршню долларов", "На несколько долларов больше" и "Хороший, плохой, злой" — "долларовой трилогии" итальянца Серджио Леоне стал эталонным героем вестерна. Даже сейчас, в наше время на улицах той же Москвы можно встретить людей в футболках с этим героем. Часто ли вы можете встретить на улице человека в футболках с другими персонажами вестернов 60-х годов, например, с героями Джона Уэйна? Вряд ли.

Другой его яркий образ тех лет — бескомпромиссный полицейский Гарри Кэллахан, или "Грязный Гарри" — типичный коп в сером костюме с заплатками на локтях и огромным "Магнумом", уверенный в том, что со злом нужно бороться только силой. Многие киноманы заучивали его монолог из первого фильма серии наизусть ("Я знаю, о чем ты думаешь. Выстрелил ли он пять раз или шесть…"). Это был 1971 год.

Конечно, Иствуд мог остаться в истории кино и таким: актером, играющим крутых парней в вестернах и полицейских сериалах (в комедии он снялся лишь дважды — в фильме "Как ни крути — проиграешь" и его продолжении). Однако для такого амбициозного парня, как Иствуд, этого оказалось мало: он хотел снимать фильмы сам.

И в 1971 году он садится в режиссерское кресло на съемках триллера "Сыграй мне перед смертью". С тех пор он снимает все чаще — какие-то фильмы удаются, какие-то нет. Среди них есть как типичные боевики или военные драмы, так и, например, байопик о джазовом музыканте "Птица" 1988 года, с Форестом Уитакером в главной роли. Фильм даже получил "Оскара" за звук. Однако нет никаких сомнений в том, что лучшие свои работы он начал снимать в 90-е. Вестерн "Непрощенный" 1992 года принес ему два "Оскара" — за лучший фильм и за лучшую режиссуру.

Примечательно, что Иствуду тогда было уже за 60, и его пример не может не воодушевить: многие в этом возрасте себя уже хоронят, приучая себя к мысли о скорой смерти. Иствуд же фактически начал с тех пор совершенно новую жизнь.

Читайте также: Канны: в тренде фильмы об однополой любви

После "Непрощенного" был "Совершенный мир", трогательная драма о мальчике, к которому привязывается его похититель. Иствуд там сыграл шерифа, и когда проект был только заявлен, многие наверняка ждали от дуэта Иствуд-Костнер еще одного эффектного вестерна, но не дождались. Что совершенно не помешало фильму получить огромное количество положительных отзывов.

В 1995 году Иствуд попробовал свои силы в мелодраме, сняв "Мосты округа Мэдисон". В нем он сыграл главную роль, а в партнерши себе позвал ни много ни мало Мерил Стрип. Картина о сложном выборе домохозяйки между любовью и семьей получила две номинации на "Золотой глобус".

В 2003 году на экраны вышла "Таинственная река", в которой Иствуду- режиссеру нашлось место, а актеру — нет. Он опять сделал ход конем и снял серьезную психологическую драму, задействовав Шона Пенна, Тима Роббинса и Кевина Бейкона. Двое из них увезли домой "Оскаров" за актерскую игру.

Однако настоящий триумф Иствуда-режиссера случился в 2004 году и назывался он "Малышка на миллион". Этот фильм про девушку-боксера с трагической судьбой пришелся по вкусу всем: от любителей ходить в кино на все подряд до строгих критиков. "Оскара" получил и сам фильм, и Иствуд — режиссер, и его друг Морган Фриман, и великолепная Хиллари Суэнк, сыгравшая главную роль.

После этого были две военные драмы: "Письма с Иводзимы" и "Флаги наших отцов", посвященные взгляду на войну США и Японии с разных сторон, рассчитанные явно не на широкий круг зрителей. Иствуд время от времени (а в последние года четыре постоянно) любит снимать фильмы "для себя", про интересные ему исторические события, либо про политиков, чьи судьбы кажутся ему достойными экранизации. Впрочем, даже столь "не шумные" с точки зрения рекламы фильмы не обошлись без скандала, который устроил режиссер и ярый защитник прав чернокожих Спайк Ли, пожаловавшийся на то, что Иствуд во "Флагах" не снял ни одного афроамериканца, что, по его словам, не соответствовало действительности. Что ж, Иствуд, реагируя на эти слова, словно вспомнил "Грязного Гарри" и ответил со всей свойственной этому персонажу дерзостью.

Если в "Малышке на миллион" Иствуд, так сказать, "вывел в люди" Суэнк, то фильмом "Подмена" 2008 года (в котором он тоже не стал сниматься сам) он доказал, какой хорошей актрисой может быть Анджелина Джоли. Затем был "Гран Торино", в котором Иствуд сыграл одну из своих лучших ролей, реализовав образ сурового ворчливого старика, сыплющего богохульством и презрением ко всему вокруг, но в то же время взявшегося за обучение своего мальчика-соседа-иммигранта.

Позволю себе небольшое авторское отступление. У меня есть хороший друг, который, скажем так, боится старости. Так вот, после фильма "Гран Торино" этот человек заявил, что хочет дожить до преклонных лет хотя бы для того, чтобы корчить такие же суровые мины, как Иствуд в "Гран Торино".

После столь мощного фильма (который почему-то решила проигнорировать Оскаровская академия) Иствуд объявил о том, что больше не будет сниматься сам и начал снимать неспешные фильмы просто для себя, приглашая туда актеров, готовых сниматься у маэстро просто из-за уважения и желания хоть раз поработать с маэстро (Ди Каприо, Дэймон). В прошлом году он, оказывается, нарушил обещание больше не сниматься и сыграл слепнущего тренера по бейсболу в фильме "Крученый мяч", где его партнерами стали Эми Адамс и Джастин Тимберлейк. Кстати, впервые с 1993 года Иствуд снялся в фильме, который не делал сам. Как обычно, его видавший виды герой безгранично суров и добр одновременно. Последняя его режиссерская на данный момент работа — фильм "Дж.Эдгар", посвященной жизни директора ФБР Джона Эдгара Гувера, с Ди Каприо в главной роли.

Читайте также: Джеймс Браун: Танцуй, пока не станет лучше

Конечно, для всех нас Иствуд — это, в первую очередь, тот образ, который мы видим в фильмах. Говорят, что в жизни он гораздо мягче. Опять-таки его личная жизнь тоже развивалась очень своеобразно: два официально зарегистрированных брака при детях от шести разных женщин. Его политические взгляды тоже далеко не всем по душе — его высказывания против Обамы привлекли чуть ли не больше внимания прессы, чем его последние фильмы.

Тем не менее, тот путь, который он прошел — от второстепенных ролей в вестернах до культового режиссера современности — наглядно демонстрирует, что он во многом похож на своих героев — уверенных в каждом своем шаге парней, которые прекрасно знают, что делают. И нам очень повезло, что сейчас эта живая легенда с хриплым полушепотом и все с такой же лучезарной улыбкой держится бодрячком, а значит, еще наверняка чем-нибудь нас порадует.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

 

Автор Борис Стародубцев
Борис Стародубцев — журналист, лингвист, переводчик, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить