Украинские танки бороздят Южный Судан?

Украина может быть причастна к очередному скандалу с поставками оружия. На этот раз речь идёт о Южном Судане. По данным ряда украинских и африканских СМИ, там заметили украинские танки Т-72. Ситуация усугубляется тем, что в отношении этого сепаратистского государства действует эмбарго ООН.

И хотя пока прямых доказательств незаконных поставок военной техники из Украины в Южный Судан нет, сами по себе подобные известия вряд ли способны удивить. Украина успела засветиться с незаконными поставками оружия тамильским "тиграм", не говоря уже о Грузии. А в конце июня в Нигерии был перехвачен груз украинского оружия, предназначавшийся местным повстанцам.

Читайте по теме: Прощай, оружие! В Нигерии арестованы украинские мины? 

Почему же у Киева такие, мягко говоря, странные партнёры по оружейному бизнесу, среди которых преобладают сепаратисты, борющиеся за независимость силовым путём? На этот вопрос в интервью "Правде.Ру" ответил украинский политолог Владимир Скачко:

"Особых стратегических интересов у нашей страны в Судане нет. Нам не нужны ни суданские рабы, за которыми охотились в древности те же египтяне, арабы и прочие, как не нужна и местная нефть, которую кое-кто жаждет получить на Западе.

Впервые об оружейных связях Украины и Южного Судана заговорили в 2008 г., когда Киев засветился с грузом оружия на судне "Фаина", захваченном в сентябре того же года сомалийскими пиратами. И хотя пунктом назначения корабля была Кения, всё говорило о том, что она была транзитной страной, а груз предназначался Южному Судану.

Зачем Украине продавать оружие сепаратистам? Во-первых, пусть и модернизированное, но советское старьё, кроме них, никому больше не нужно. А у нас старого советского оружия столько, что мы его за 18 лет, минувших с момента распада СССР, не можем распродать.

Так, по разным данным, только бронетехники у нас осталось около 50 тысяч единиц, не говоря уже о стрелковом оружии. Главное, что им до сих пор можно торговать, и находятся покупатели, пусть и запятнанные с головы до ног кровью.

Во-вторых, сепаратисты очень хорошо и удобно платят. В первую очередь, наличными. Это происходит по теневым схемам, в том числе, как в кино, чемоданами и коробками из-под ксерокса, через оффшорные зоны, без лишнего привлечения внимания и без налогов.

Вы думаете, почему у нас по всей Украине три года подряд горели и взрывались склады с вооружениями? Да потому, что сгоревшее учесть уже невозможно. Как известно, пожар – главное орудие вора. И факт каких бы то ни было манипуляций с оружием доказать также невозможно.

Но это внутри самой Украины. Впрочем, шила в мешке не утаишь, и то тут, то там тёмные делишки начинают всплывать. И это будет продолжаться ещё очень долго, украинское оружие будет всплывать в самых неожиданных, экзотических уголках земного шара. Ориентиры его местонахождения – те самые конфликты, где льётся кровь и гибнут люди".

К этим словам стоит добавить, что о тёмных делишках Украины в Южном Судане заговорили благодаря… упомянутым выше сомалийским пиратам. Разозлённые долгой отсрочкой выкупа, они во всеуслышание объявили о том, что груз направлялся отнюдь не в Кению, а в «более северном направлении», а они-де просто хотели "собрать налоги с незаконной торговли".

Правда, после получения выкупа и освобождения "Фаины" о скандале стали забывать. Находящиеся на её борту танки как-то ускользнули из поля зрения журналистов. Но вот теперь об украинских танках заговорили вновь. И вовсе не исключено, что "Фаина" была отнюдь не единственным кораблём с грузом оружия южносуданским повстанцам.

Впрочем, не это главное. Самое интересное кроется на бескрайних африканских просторах. Дело в том, что проблемы самого большого по территории государства Черного континента – Судана не ограничиваются лишь западным регионом Дарфур, где с 2004 г. продолжается повстанческая борьба негроидных племен против официального арабского Хартума.

Суданские передряги начались гораздо раньше и совсем в другом, южном регионе. Впрочем, проблемы там схожие с ситуацией в Дарфуре: местные сепаратисты из числа негроидных племен, исповедующих христианство, десятилетиями ведут борьбу против "арабо-мусульманского засилья и гнёта". Почти полвека, с небольшими перерывами, с 1955 г. в Южном Судане шла ожесточенная этническая война.

Наконец, в 2005 г. договорились о прекращении боевых действий. Согласно договору между правительством

Украинские танки бороздят Южный Судан?
Украинские танки бороздят Южный Судан?
в Хартуме и повстанцами, по истечении шести лет с момента его подписания, в Южном Судане должен состояться референдум, на котором его жители окончательно решат свою судьбу: быть ли им вместе с арабами или жить отдельно.

Пикантность положения в том, что как на западе, так и на юге страны недавно были обнаружены громадные нефтяные месторождения, которые, по прогнозам геологов, могут затмить даже сказочные богатства Саудовской Аравии. А на них уже развитые страны мира положили глаз. Причем не только Запад, но и Китай. Первый поддерживает сепаратистов, второй – официальный Хартум.

Те и другие рассчитывают получить в своё пользование богатые суданские недра. Поэтому самый сложный вопрос – нефтяной. При подписании перемирия 2005 г. стороны договорились делить доходы от продажи "черного золота" поровну. Но как быть, если Южный Судан станет официально независимым?

В этой ситуации никто не может исключить того, что там снова начнется война. И к ней готовятся уже сегодня. В том числе, закупая оружие. Конечно, в этом случае Запад не бросит опекаемых им повстанцев.

А для скользких и грязных операций, связанных с поставками оружия, сгодится та же Украина. Зато никто не бросит упрёк в сторону Запада, что это он вооружает суданских повстанцев и провоцирует новую нефтяную войну.

Читайте по теме: Украинское оружие "всплыло" на Шри-Ланке

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить