Медвежьи муки на красной жаре

Существенный шаг назад могут сделать две ведущие партии Приморья -"Единая Россия" и КПРФ. О полном провале на предстоящих выборах в Госдуму РФ речь, конечно, не идет — в нашем обществе всегда были сильны инерционные настроения. Но риск потерять завоеванные прежде позиции есть. Виной тому серьезные разногласия в руководстве приморских отделений этих партий.

В принципе, само формирование руководящих органов приморских единороссов и коммунистов проходило в обстановке достаточно жесткой конкуренции. И хотя избранные в ходе конкурентной борьбы местные председатели и секретари предпочитали называть этот этап "организационным периодом", есть все основания полагать, что либо "организационный период" до сих пор не завершен, либо новоявленные партийные функционеры не отвечают представлениям рядового партийного большинства о светлом облике вождя. Пусть даже местного розлива.

Красная жара

Если начинать с коммунистов, то стоит вернуться к их недавнему краевому пленуму, на котором сошлись стенка на стенку горком Владивостока и бюро крайкома. Формально пленум крайкома собирается каждые три месяца. Обычно на нем решаются узкопартийные вопросы, доводится до сведения информация общего характера и ставятся задачи на очередной отчетный период в связи с какими-либо произошедшими событиями в стране, требующими единого партийного подхода на местах. На этот раз одной из основных тем коммунистического плебисцита стало выяснение отношений внутри приморской организации. Бывший второй секретарь крайкома Александр Резниченко обратился с жалобой в ЦК КПРФ на действующего второго секретаря Николая Одобеско. По мнению Резниченко, Одобеско нарушил инструкцию ЦК в ходе прошлогодней декабрьской конференции, когда выборы бюро крайкома состоялись без персонального обсуждения кандидатур — что называется, чохом.

Нарушена была инструкция или нет — в принципе не важно. До сих пор таким деталям никто особого значения не придавал. По сути бюро крайкома занимается исключительно техническими вопросами, а все глобальные проблемы решаются на конференциях и пленумах. Другое дело, что в декабре прошлого года фактически на 100% - за исключением первого секретаря Виталия ГРИШУКОВА — поменялось местное руководство коммунистов, и именно это обстоятельство вытащило на поверхность, как симптом внутренней болезни на кожу, жалобу в ЦК. Ведь перемены коснулись не только приморской организации КПРФ. До сих пор партийное представительство "левых" в крае являло собой сложный конгломерат из почти десятка партий и общественных движений — народно-патриотические организации, военные, женщины и так далее. Все они варились в едином котле становления и, только поддерживая друг друга, из выборов в выборы захватывали электоральное большинство под флагом КПРФ. Перевыборы бюро крайкома, а также второго секретаря очевидным образом пошатнули сложную межпартийную конструкцию левых. Вполне вероятно, что очень многое в ней держалось на личных отношениях, которые не были учтены должным образом во время плановой перевыборной процедуры коммунистов. В результате бывшего второго секретаря, несмотря на очевидные заслуги, формально вроде бы как "подопустили", переведя на работу в горком Владивостока. Да и союзники коммунистов, судя по всему, столкнулись с новым отношением к себе в крайкоме, к которому они оказались не совсем готовы.

Чтобы понять характер произошедших изменений, достаточно привести на первый взгляд забавный пример с обыкновенным копировально-множительным аппаратом. Приобретенный в свое время для крайкома известным в крае генералом Борученко, он неожиданно положил начало серьезным разногласиям на почве "уставных взаимоотношений". Когда Резниченко после своей отставки попытался забрать аппарат в горком, ему отказали, мотивируя отказ тем, что все имущество крайкома после конференции находится в стадии инвентаризации. Инвентаризация — дело святое, но ксерокс-то никуда бы не делся. Какая, по большему счету, разница от его перемещений в коммунистическом пространстве — все общее, как говорится. До этого, во всяком случае, было именно так. Теперь, как выясняется, нет. Устав есть устав. Ну а коль вспомнили про устав, то и вы в ответ получите жалобу в ЦК. А заодно перечень дополнительных замечаний по мелким нарушениям устава уже со стороны нового второго секретаря.

Говорят, секретарь ЦК Сергей Серегин, приезжавший на пленум в качестве почетного арбитра, остался очень недоволен внутренним климатом в приморской организации КПРФ. Но, думается, что ему не дали понять до конца, что проблема отнюдь не в мелочных склоках. Когда на первый план выходит личностный фактор, это чревато расколом. И "ось зла" Резниченко — Одобеско может оказаться лишь началом более серьезных разногласий. Наверняка не будет мириться с ролью девочки на побегушках секретарь горкома Татьяна Черноусова. Депутатское прошлое заложило в ней повышенные политические амбиции. До распада, конечно, не дойдет — партийная дисциплина не позволит этого сделать. В крайнем случае, кем-то придется пожертвовать, исключив его из партийных рядов или руководящих органов ради общего дела. Но то, что сплоченность коммунистических рядов в Приморье еще неопределенное время будет оставаться весьма условным понятием, очевидно. Последствия такой условности можно проследить на подготовке к выборам гордумы Владивостока. По нашей информации, списки кандидатов по округам от КПРФ до сих пор не готовы.

Медвежья хватка

Еще запутанней ситуация в местном отделении "Единой России". Эксперимент с объединением сразу четырех партий изначально выглядел как авантюра. Всем еще памятно драматическое столкновение приморских "Отечества" и "Единства" в борьбе за пост местного руководителя "единороссов", в результате которого солидная часть "медведей" отказалась подтверждать свою партийность, обвинив московское руководство в предательстве. То есть победитель Владимир ЗАКАМОВ, даже облагодетельствованный поддержкой столицы, никогда не был примиряющей фигурой. Все дело в том, что он уже успел засветиться в политике как руководитель приморского отделения "Отечества", которое на каком-то этапе жестко конкурировало с "Единством". В Москве подобные проблемы решаются проще. Неформальные лидеры объединений, как правило, не участвуют в работе партийных исполнительных органов, поскольку заняты в других исполнительных структурах — государственных. Их личные взаимные претензии легко улаживаются за счет сдачи пары-тройки одиозных, но второстепенных фигур, типа телеведущего Сергея Доренко, которому теперь, видимо, до конца жизни придется судиться с московским мэром Лужковым. Что же касается претензий политических, то их никогда и не было. Партии для них инструмент для лоббирования своих интересов, кратно усиленный, по задумке, в результате слияния.

На местах все гораздо серьезнее. Некоторый провинциальный идеализм вкупе с навязанной истэблишменту модой на партийные билеты порождает подобие политической борьбы, которая в приморских традициях оборачивается жесткой неприязнью. Объединяться в таких условиях все равно, что заставлять боксеров на ринге после кровопролитной схватки танцевать танго. И ладно бы роли партнера и партнерши танцующим предлагалось определить самостоятельно — все-таки право силы еще никто не отменял. А тут неведомый московский арбитр поднимает руку проигравшего и объявляет, что победитель вместо чемпионского пояса презентуется вечерним платьем. Хорошенькое дело.

Если честно, то бывший предводитель "медведей" Юрий Селютин впечатление победителя не производил. Ни рыба ни мясо. Но именно его полуфабрикатная политическая суть могла бы стать примиряющей в переходный период. А так получается, что одиозное меньшинство стало управлять чуждым ему по духу большинством. Трудно было ожидать, что это самое большинство смирится с таким положением вещей. Оно и не смирилось.

По информации "ЗР", в стане "единороссов" готовится что-то вроде дворцового переворота. Закамова опутали сетью анонимных доносов о прожигании партийных денег, о непомерно завышенных зарплатах местных партийных бонз, включая его самого, и о нарушениях партийного регламента. Бывшие члены "Единства" курсируют по краю, настраивая рядовых членов партии против приморского лидера "Единой России", и есть предположение, что вопрос о его отставке будет поднят на ближайшем общекраевом сборе членов партии. Неслучайным в связи с этим выглядит и намечающийся апрельский визит Бориса Грызлова. Официально визит будет проходить по линии МВД, но партийным делам бывший думский лидер "медведей", безусловно, внимание уделит. Кстати, Грызлову вполне по силам командно-административно заглушить назревающий скандал в стане приморских "единороссов". Но проблемы, связанные с их внутренними взаимоотношениями, такой силовой подход не решит.

Ну а пока главные приморские претенденты на победу в госдумовской избирательной лотерее переживают кризисы управления, дополнительные шансы получают вечно третьи и четвертые "правые" партии. Проблема только в том, что их приморские отделения слишком слабы в организационном плане. Обернуть проблемы коммунистов и центристов в свою пользу они смогут только в том случае, если обратят на них внимание своих федеральных вождей, а те, в свою очередь, сочтут целесообразным сосредоточить на приморском направлении московские десанты партийных пиар-менеджеров. "Правой" сенсации на выборах в крае это, конечно, не сотворит, но какие-то переломные моменты в настроения избирателей внести может. А то уж больно у нас все как-то запрограммированно. Даже скучно.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить