Британские ученые разрабатывают корабль Dreadnought-2050

"Неустрашимый" корабль для войны будущего

Британские ученые представили концептуальный проект боевого корабля будущего под названием Dreadnought 2050. Dreadnought переводится как "Неустрашимый". Именно так назывался в английском флоте корабль, спущенный на воду 10 февраля 1906 года. Название это сразу стало нарицательным. Поэтому не стоит удивляться и его перенесению на концепт 2050 года.

Начнем с того, почему название этого боевого корабля стало нарицательным и почему все последующие суда этого типа стали называть дредноутами, а затем и сверхдредноутами. Дело в том, что к моменту его появления на свет сложилась определенная концепция проектирования основного боевого корабля тех лет — броненосца. У него обычно было две башни с четырьмя орудиями калибра 305-мм (главный калибр), примерно 12 — 20 орудий среднего калибра и множество мелких пушек против миноносцев.

Именно такие корабли сражались в русско-японскую войну и…британские инженеры, внимательно следившие за ее результатами, посчитали, что такие вот суда отжили свой век. Был заложен принципиально новый корабль с приводом от паровых турбин и увеличенной скоростью хода, усиленным бронированием, но самое главное — на нем было сразу 10 орудий в пяти башнях, установленных так, что вперед и назад огонь могли вести шесть орудий, а на борт — восемь. Все старые броненосцы разом обесценились, и гонка вооружений на морях началась с чистого листа!

Вскоре такие же корабли появились на вооружении Франции, Германии, Италии, США, Японии и России. На каких-то кораблях стояло по шесть башен с 12 орудиями, а на английском дредноуте "Эджинкорт" даже 14 в семи башнях! Тут же пошли разговоры о приоритете, и выяснилось, что американцы первыми запроектировали корабли с четырьмя башнями, возвышавшимися одна за другой типа "Мичиган", но долго их строили, так что по идее, мол, новые корабли надо называть "мичиганами"!

Выяснилось также, что в России еще в 1884 году В. А. Степанов разработал проект броненосца с четырьмя башнями и восемью орудиями, но тогда его положили под сукно. Шесть орудий главного калибра имели черноморские броненосцы "Екатерина II", "Чесма", "Синоп" и "Георгий Победоносец", но до 10-ти не додумался все-таки никто!

Впрочем, главное, что этот корабль появился вообще. В стремлении сделать новые корабли еще более мощными и смертоносными на них увеличивали водоизмещение, толщину брони и калибр орудий, который на самом большом дредноуте мира — японском линкоре "Ямато", достиг 460-мм. Появились проекты кораблей вооруженных 508-мм орудиями или, скажем, кораблей с 18-ю орудиями главного калибра в пяти башнях и водоизмещением около 100 тыс. тонн.

Но потом, с появлением ядерного оружия, эти корабли также разом устарели, не говоря о столь внушительных (и дорогостоящих проектах!), хотя американский линкор "Нью Джерси", например, оснащенный современной электроникой и крылатыми ракетами, активно использовался во время войны в Заливе, хотя потом все равно был выведен в резерв.

Сторонники линкоров утверждают, что с этим поторопились. Что мощные орудия линкоров Второй мировой войны сегодня не имеют аналогов, что их броня защищает от большинства крылатых ракет, да и самих ракет на них можно установить целый арсенал. И, тем не менее, с переоснащением старых кораблей, сохраняемых как музеи, сегодня никто не желает связываться. Другое дело — принципиально новые корабли из новых материалов, с новыми двигателями и вооружением.

Вот и британские дизайнеры совместно с компанией Startpoint по неофициальной просьбе министерства обороны Великобритании провели разработку совершенно нового боевого корабля и вот во что это вылилось. Начнем с того, что супердредноут будущего видится им как тримаран с обводами стелс, чтобы он по возможности был минимально заметным для радаров. "Движки" — гидрореактивные электродвигатели, то есть на его внешней поверхности гребных винтов не будет.

На изготовление корпуса пойдет отнюдь не металл, а ультрасовременные композитные материалы из лучших синтетических волокон. Вполне возможно, что прямо в обшивку будут непосредственно интегрированы наночипы его собственных радаров, то есть она на нем будет "умной".

Обводы — предельно острые, с обратным наклоном форштевня, как на самом современном американском эсминце "Зумвалт". Со стороны кормы на нем будет расположена погружаемая док-камера для высадки десанта морской пехоты и плавающих дронов, без которых война будущего англичанам просто не мыслится.

Будет там и специальная палуба для запуска вооруженных БПЛА. Ну, а чтобы иметь их в принципиально неограниченном количестве и на все случаи жизни, на корабле в обязательном порядке будут находиться 3D-принтеры, чтобы "напечатать" их столько, сколько понадобится и восполнить боевые потери.

Конструкторы размеры своего футуристического корабля пока что не уточняют, но подчеркивают, что он будет до предела роботизирован, что позволит иметь экипаж судна в количестве примерно 200 человек, что по показателям водоизмещения сопоставимо все с тем же 15 000-тонным американским эсминцем типа "Зумвалт".

Капитан и экипаж будут управлять судном и вести военные действия, используя голографические проекторы, создающие полную картину происходящего, что, конечно, должно выглядеть интересно. Представители Startpoint утверждают, что наличие такого вот футуристического оборудования даст возможность сократить экипаж до 100 человек или даже меньше.

Вооружение нового линкора будет состоять из электромагнитных рельсотронов, которые уже сегодня разрабатываются и производятся Управлением военно-морских исследований. Однако радиус их действия будет достигать 200 километров. Выгода их применения очевидна. В снарядах нет взрывчатки, но за счет скорости и массы их поражающая сила намного превысит огневую мощь орудий старых линкоров.

Также на новом судне должны будут установлены СВЧ-пушки, для воздействия на небольшие суда противника и лазерные установки — сбивать дроны противника. Пушка тоже будет, но скорее всего только одна (и то скорее как дань традиции, а также для салютов).

Новые суперкавитирующие торпеды позволят достичь скорости 300 узлов. Что же касается дронов, то предполагается, что они будут соединены с корпусом тросом из криогенно охлажденных, углеродных нанотрубок. Это позволит обеспечить эти беспилотники энергией для полета и, конечно, даст питание для их лазеров.

Идея очень оригинальная — превратить дрон в летающее лазерное орудие, которое сможет улететь от судна-базы за горизонт и уже там применять свое оружие по противнику, причем с мощностью, которой тот явно не ожидает от столь небольших летательных аппаратов!

В чем преимущества подобных систем оружия вряд ли стоит объяснять. Проводная связь — гарантия помехоустойчивости и защиты от средств РЭБ. Ни один дрон не сможет выработать мегаватты энергии нужной для лазера, а сам корабль сможет это сделать запросто! И чем больше корабль, тем больше топлива он сможет превратить в энергию и передать ее на загоризонтные дроны-истребители. Соответственно на нем могут быть и различные ракеты, также сделанные из углепластиков и обладающие огромной дальностью полета.

Так что если все это осуществится, то… страны, обладающие такими кораблями, станут реально господствовать на морях. У их противников, если только они не будут обладать гиперзвуковыми ракетами, просто не будет шансов приблизиться к таким судам и поразить их более традиционными видами оружия.

Ну, а если удастся оснастить их и мощными лазерами, способными перехватывать гиперзвуковые боеголовки баллистических ракет, то… их неуязвимость возрастет еще больше. По сути, это будут большие плавучие энергостанции, способные произвести так много энергии, что ее хватит и на боевые лазеры, и на рельсотроны, и на питание боевых дронов по ультратонким проводам на большом расстоянии.

А если дела в области робототехники пойдут и дальше, то вполне возможно, что и на берег высаживаться с него будут не люди, а роботы, так как это показано в кинофильме "Суррогаты". Сейчас это воспринимается как чистая фантастика, но кто знает, до чего наука и техника дойдут в 2050 году!

Также по теме:

Гроза "Тигров" и "Пантер" возвращается

Беспилотники США берут под контроль Мировой океан

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру