Минфин предлагает сократить 4 министерства

Министров по осени считают

Оценив расходы российского бюджета, экономисты пришли к выводу, что чиновников в России стало слишком много, а содержание их обходится казне "в копеечку". Поэтому минфин предложил сократить целых четыре министерства: минэнерго, минспорта, минкомсвязи и минвостокразвития. Но заинтересовали главных счетоводов страны вовсе не зарплаты чиновников...

Как поясняется в отчете по оценке эффективности расходов федерального бюджета на 2014-2016 годы, подготовленном минфином совместно с экономистами из Высшей школы экономики и РАНХиГС при президенте РФ, названные министерства попали "под раздачу" из-за своей невыдающейся величины. Другими словами, работает в них слишком мало сотрудников, а значит, не так уж много задач стоит перед этими министерствами. Если же их должным образом реорганизовать и присоединить к более крупным ведомствам, то российской казне легче будет дышать как минимум на 1,2 миллиарда рублей, согласно сведениям ИТАР-ТАСС.

Меры по реорганизации четырех ведомств включают в себя присоединение их к более крупным федеральным ведомствам и сокращение штата примерно на половину. Согласно обнародованным данным, в настоящий момент в министерстве по развитию Дальнего Востока из 253 штатных единиц заполнено 141, в министерстве связи и массовых коммуникаций из 408 заполнено 304, в министерстве спорта из 310 заполнено 247, а в министерстве энергетики из 458 заняты только 368 штатных единиц.

С одной стороны, когда речь идет о жестком урезании расходов и угроза нависает даже над социальным сектором (и без того слабым в России), сокращение числа государственных служащих кажется решением закономерным. Однако если вспомнить заявление министра труда и соцзащиты Максима Топилина, о незначительности чиновничьих зарплат, то возникает вопрос: почему вдруг их содержание стало для казны столь затратным?

Читайте также: "Налоговая служба сама себя проедает"

"Зарплаты на госслужбе нельзя назвать очень высокими, но в последние годы их вполне можно характеризовать как конкурентоспособные, особенно с учетом всех льгот и привилегий, которые их сопровождают, — пояснил "Правде.Ру" аналитик инвестиционного холдинга "ФИНАМ" Анатолий Вакуленко, — Но основные расходы на деятельность министерств состоят не только из фонда заработной платы, но и из множества прочих издержек, начиная от содержания и обслуживания офисов, канцелярских расходов, транспортных, коммуникационных, командировочных и прочих расходов".

Как указано в отчете, "расходы на обеспечение деятельности в расчете на одного сотрудника в федеральных министерствах с минимальной численностью (до 500 человек) в 1,5 — 2,5 раза выше, чем в министерствах с максимальной численностью; аналогичные тенденции наблюдаются и в отношении федеральных служб и федеральных агентств". Что касается доходов чиновников (разумеется, законных), то все домыслы об их необъятных размерах развеял Владимир Рудашевский, заместитель председателя комитета ТПП РФ по научно-техническим инновациям и высоким технологиям и заместитель председателя комитета РСПП по промышленной политике и регулированию естественных монополий.

"Зарплата чиновников существенная, но, например, зарплату чиновника нельзя сравнить с зарплатами в бизнесе. Вы вспомните, какой так называемый "парашют" получил Владимир Стржалковский, когда уходил из "Норильского никеля"! Таких денег даже президент страны, наверно, не получает — 100 миллионов долларов! Поэтому да, действительно, зарплаты (чиновников — прим. ред.) высокие, но чтобы они были такой тягой… Не там надо искать потери казны", — уверен Владимир Рудашевский.

В то же время эксперт признал, что в России на самом деле слишком много чиновников, в особенности, если учесть развитие различных онлайн-служб и автоматизированных систем работы с населением. Поэтому количество чиновников действительно следует сократить, причем не только по причине чрезмерных бюджетных затрат на их содержание, но и по причине их бесполезности.

"Речь идет о сокращении структур, которые так или иначе дублируют функции различных государственных и квазигосударственных структур, — рассказывает Анатолий Вакуленко,- В частности, минвостокразвития фактически дублирует функции аппарата полпреда по федеральному округу и властей субъектов федерации, да и вообще выбивается из принципа распределения полномочий по отраслям деятельности, характерного для министерств. К тому же в силу расположения в Москве, за 8 часовых поясов от объекта управления, данная структура в принципе не может оперативно реагировать на многие процессы в регионе — получение информации, принятие решения и его реализация излишне затягивается, а поездки чиновников через всю страну поедают бюджет. В энергетике и связи государство вполне способно проводить свою политику через подконтрольные ему корпорации, а в сфере спорта существуют олимпийский комитет, госкомспорт и федерации по видам спорта, так или иначе на государство завязанные. Возможно, именно из этих соображений исходили авторы проекта".

Минфин и экономисты, с помощью которых был подготовлен отчет, считают, что эффект от урезания чиновничьего штата казна ощутит уже в первый год. Меж тем, опрошенные эксперты выражают сомнение в успехе данных мер, ссылаясь на существующий отечественный и мировой опыт, который показывает, что все кампании по сокращению численности чиновников всегда приводят исключительно к ее росту .

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить