Нарушение пешеходами правил ПДД

Пешеход, не пугай нас "мягким телом"

В субботу первый раз за 12 лет вождения я выскочила из машины и начала кричать на женщину лет сорока пяти, которая на Ленинском проспекте (на Ленинском, где только на главной дороге по пять полос в каждую сторону!) буквально кинулась мне под колеса на красный (для нее) сигнал светофора, при этом, уже по пешеходному обыкновению, на дорогу не глядя.

"Что ж ты, дура, делаешь?!! Ты что, светофор не видишь?" — я была просто в предынфарктном состоянии. На что она совершенно безмятежно мне сказала: "Вот я иду по "зебре" и вы должны меня пропускать ВСЕГДА. И мне плевать на светофор." И мадам удалилась по запланированному ранее маршруту в полном ощущении собственного превосходства, не понимая, что 2 минуты назад только хорошие тормоза моей машины спасли нас обеих от больших неприятностей, вызванных демонстративным игнорированием одной из сторон правил дорожного движения и, видимо, полной или частичной потерей этой стороной элементарного чувства самосохранения.

И таких примеров на дороге много. Практически каждый день удивляюсь тому, как пешеходы игнорируют правила дорожного движения. И все это происходит в массовом порядке. Не понимаю, почему пешеходы с такой легкостью сваливают на неведомых им водителей свою обязанность заботиться о драгоценной собственной жизни. Почему даже взрослые и трезвые пешеходы часто не хотят задумываться об интенсивности движения и возможной водительской невнимательности, опыте вождения, темпераменте, адекватности, состоянии здоровья. А также о состоянии дороги, четкости работы светофоров и так далее и тому подобное. Еще и жвачку в зубы, наушники в уши и капюшон на нос. И вперед, нам не страшен серый волк.

Пока приходила в себя после стресса (моего, конечно; мадам так ничего и не поняла) вспомнила, как одна девушка также прыгнула мне под колеса несколько лет назад, а когда я, слава Богу, успела затормозить и крикнула ей вслед что-то неласковое, она запрыгнула на тротуар и весело показала мне язык. Мол, ля-ля-ля, обманули дурака на четыре пятака.

А в прошлом году я поставила в машину регистратор после того, как в самом начале зимы (выпал первый снежок, который тут же смешался с дождем) на дороге было такое неприятное месиво, скорость была соразмерна состоянию дороги, не больше 40 км, но перед моим носом на нерегулируемую зебру неожиданно выскочил пешеход. Я начала тормозить, но машину занесло на мокром льду и понесло на нее. Я не знаю, сумеет ли понять пешеход, если он не обучен навыкам вождения, что машина перед ним не может остановиться. Но та мадам в 5-7 метрах по курсу моей машины ничего не собиралась понимать. Она уверенно вышла на дорогу, не глядя в мою сторону вообще. И пока я на нее летела, пока машина не могла затормозить и ее несло на льду, я светила фарами, бибикала. Но женщина не то что не собиралась ускоряться, но демонстративно медленно, не меняя скорости, помахивая сумочкой, шествовала в сторону тротуара. Нам с этой женщиной опять повезло. Машина успела затормозить. Это все описывать долго. Водители знают, что происходит все очень и очень быстро.

Я не понимаю вообще, как это можно охарактеризовать. Поведение пешеходов (взрослых и трезвых) иногда никакой логике не поддается. Весь идиотизм ситуации заключается в том, что я за них, незнакомых мне людей, боюсь. А они за себя, любимых, не боятся. Конечно, если честно, то не хочется брать грех на душу. И боюсь, что может не хватить реакции, тормозного пути, опыта предугадать всю дурь, которая в голову придет и проч. В ПДД прописаны штрафы для пешеходов. На практике пешеходы мало кого интересуют, потому как толку от них мало и составлять на них протокол нерентабельно. Ну если уж совсем что-то отчебучат, то сам дурак, сам виноват.

Пока не введут реальную ответственность для пешеходов, ничего не изменится, написал мне Андрей Михайлов. "Ибо мы (а я тоже пешеход) не знаем, где и как себя правильно вести. Мы только знаем, где мы будем правы, когда нас собьют — это зебра. Лично я всегда жду зеленый, при наличии светофора (не зависимо от времени ожидания). Нерегулируемые переходы перехожу, пропустив машины находящиеся вблизи, да и вообще оценив обстановку на дороге в целом. Идиотов-водителей много, это факт! Но мы, пешком ходящие, должны иметь уважение к тем, кто за рулем, иначе почему мы его требуем от них?" Но при этом Андрей считает, что всем, кто "за рулем" плевать на пешеходов и наоборот.

Проблема заключается в том, что пешеходы, являясь участниками движения, правил этого движения почти никогда не знают. Никто их этому нигде не учил и не учит (за исключением автошкол, конечно, куда пешеходы не ходят), многие и не считают важным для себя знать правила и создают проблемы остальным участникам. На дороге и за рулем, кстати, люди ведут себя соразмерно своему характеру. Если дурак, так он везде дурак.

В моем детстве в школу приходили сотрудники милиции и что-то нам рассказывали полезное, особенно перед каникулами. Нынешние уроки ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) в школе в общем небесполезные, но достаточно теоретические, так что их нельзя назвать очень эффективными.

У Владимира Семаго на его страничке в Facebook также неожиданно разгорелась дискуссия по данной теме. У него своя версия о причинах конфликта водителей и пешеходов: "… пешеходам… нельзя идти как бараны под колеса автомобилей, опустив голову, тем самым участвуя в многовековом движении протеста под названием — " Вековая ненависть бедного к богатому". Помните, что многие приобретают машину в кредит и они тоже нищие, только другой категории. И еще, есть правило мирового уровня и его никто не отменял: взаимная вежливость. Если вы стоите на тротуаре и видите, что авто пересекает пешеходную " зебру", то не стремитесь его столкнуть своим телом с проезжей части. Как часто, особенно на Арбатской площади вы идете нескончаемым потоком, не думая о том, что водители такие же люди как и вы. Кроме, пожалуй, "Майбахов".

Игорь Хрекин Я, вот, как раз недавно подумал, что гаишники уже давно перестали штрафовать пешеходов за нарушение ПДД. Не выгодно — что с пешехода "срубишь"? А ведь пешеход — такой же участник дорожного движения, как и водитель. И, кстати, дело тут вовсе не в классовой ненависти. Дело в привычном неуважении к правилам, закону: "мне надо и плевать, что это неправильно!"

Marina Avidan Живу в Швеции. Приведу в пример рекламу, которую часто можно увидеть по телевизору, в метро, повсеместно: "Водитель, помни что ты защищен металлическим панцирем, в то время, когда пешеход это лишь только …мягкое тело", сложно перевести с шведского, но смысл понятен. Человек беззащитен, перед несущейся грудой металла. И помните, что сегодня Вы сидите в авто, защищенные этим панцирем, но завтра Вы можете тоже быть пешеходом! И нищий Вы или богатый….Вы всего лишь "мягкое" тело! В Европе на первом месте всегда стоит пешеход, и никаких дискуссий".

Я вообще иногда не понимаю, кто на наших дорогах стоит на первом месте: пешеход, водитель, полицейский, светофоры, общественный транспорт или киоски по продаже талончиков на проезд. Мне, как водителю, в общем-то вполне дисциплинированному (а таких процентов 80, кто ездит нормально и осознает свою ответственность) очень хочется уважать и пешеходов в том числе. Но горький опыт говорит об обратном.

Уже год (если не больше) по радио в машине периодически слышу рекламу ГИБДД, такое слезное обращение гипотетических пешеходов к гипотетическим водителям. "Мы здесь, мы рядом, мы ждем, когда вы нас пропустите". На самом деле надо взывать к поголовной и взаимной ответственности и водителей, и пешеходов. И уродов-водителей надо строго наказывать и навсегда лишать прав, если они того заслуживают. Но и пешеходов тоже не надо считать только невинными овечками, бессловесным "мягким телом". Воспитывать, образовывать, наказывать, учить и учить жизни в большом городе.

Ilyana Bytka: "Если по закону наказывать проштрафившихся, и водители, и пешеходы непременно станут интеллигентными людьми… для этого также потребуются кристально честные сотрудники ГИБДД…"

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить