Во Францию вернулись похищенные "Прачки"

37 лет назад, еще в 1973, работа импрессиониста Эдгара Дега "Прачки, страдающие от зубной боли" была похищена во Франции из Музея имени Андре Мальро, в городе Гавре. И вот прошлой осенью она неожиданно нашлась — на аукционе Sotheby's, куда ее выставил американский хирург Рональд Грелсеймер. Он простодушно утверждал, что получил полотно в подарок от отца… Стоимость картины составляет от 200 до 400 тысяч долларов.

Полотно увидел в каталоге один из сотрудников музея Гавра. Он сразу же связался с министерством культуры Франции. Коллекционер и аукционный дом добровольно передали "Прачек" американским властям после того, как получили свидетельства, подтверждающие факт кражи. Французская и американская полиция начала совместное расследование, чтобы выяснить: как вообще украденное полотно оказалось на торгах?

Эта небольшая картина была создана Эдгаром Дега в 1870–1872 годах. Полотно принадлежит музею Лувр, а также фигурирует в базе данных музея Орсе в Париже. В 1960 году картина была передана на хранение в музей Гавра, откуда ее и украли.

Живописец, скульптор и фотограф, Дега родился в Париже в 1834 году и прожил долгую жизнь, став признанным мастером. Умер он в 1917-м. Мастера называют одним из самых выдающихся представителей импрессионизма, хотя он сам говорил, что легкость и непосредственность, "этюдность" в его картинах — кажущиеся: на самом деле над каждым полотном он работал очень долго. В отличие от других импрессионистов, Дега не склонен был преувеличивать значение этюда. Основой его живописи всегда были сюжет и композиция. Он не только показывал, но и рассказывал. Дега если не самый талантливый, то один из самых образованных импрессионистов. Он учился живописи, а не только безумно любил ее.

Учился в парижской Школе изящных искусств в 1855–1856 годах, в 1854–1859 ездил в Италию изучать искусство Раннего Возрождения и в Испанию. Он мог себе это позволить: обеспеченная семья его отца, банкира Огюста де Га, жила на три дома: в Париже, в Америке и в Италии. В юности Эдгар испытал влияние Жана Огюста Доминика Энгра, художника романтической школы, с которым был знаком лично.

Влияние Энгра и Делакруа сказалось на пристрастиях Дега в живописной технике: больше всего его интересовали линии. Он начинал по традиции с исторических картин и портретов, например "Семейство Беллелли" (около 1858 г., музей Орсе, Париж). Но даже ранние его картины академическими не назовешь.

1870-е годы художник сблизился с импрессионистами, обратился к изображению современной городской жизни. Так появились "Площадь Согласия" (около 1875 г.); "Абсент" (1876 г.), "Гладильщицы" (1884 г., музей Орсе).

Фото: AP

Читайте также: Модильяни — любимец муз и Ахматовой

Несмотря на небольшой размер пропавшей и вновь обретенной картины, в ней раскрываются особенности творческой манеры художника — страсть к передаче движения, аналитичность, ирония.

Другие темы Дега, помимо бытовых сюжетов, — театр и скачки. В московском Музее изобразительных искусств им. Пушкина выставлены его "Голубые танцовщицы", написанные в 1897 году. Он жил с карандашом в руке за кулисами и на ипподроме — картина "Скаковые лошади перед трибунами", написанная в 1869–1872 годах, хранится в парижском Лувре. А потом еще, подобно Леонардо, изучал анатомию людей и животных — по книгам. Необходимости вскрывать покойников уже не было. Чтобы добиться непринужденности в передаче движения, художник разлагает его на составные части, предваряя мультипликацию.

В сюжетах полотен Дега, так же как в работах его друга Эдуарда Мане, чувствуется случайность, выхваченность отдельного эпизода из жизни. Он достигает этого ощущения с помощью необычной точки зрения: сверху или сбоку, под каким-то странным углом. Но ощущение естественности и полной свободы было завоевано упорным трудом, точным расчетом.

А еще во многих его шедеврах ощущается безысходная тоска, одиночество. Дега предвосхищает работы Винсента Ван Гога и еще одного аристократа в живописи, для которых тоже в жизни не существовало ничего важнее искусства…

Церемония передачи полотна прошла во французском посольстве в Вашингтоне. Возвращал найденный шедевр начальник Службы иммиграционно-таможенных расследований Джон Мортон. Чиновник напомнил, что в свое время Дега около года провел в Новом Орлеане, делая зарисовки из американской жизни. Отправиться в Америку он был вынужден по делам семейного бизнеса. Не знаю, помогла ли его поездка делу, но появилась картина "Контора по торговле хлопком в Новом Орлеане", написанная в 1873 году. В то время у Эдгара умер отец. Это был сложный период в его и без того не простой жизни художника.

Все это время пока шедевр числился пропавшим, он… даже не был внесен в базу данных Интерпола. Вот потому аукционисты не подозревали о том, что имеют дело с краденой картиной. Или делали вид, что не подозревают. Но если бы хитрые французы сразу объявили "Прачек" в розыск, маловероятно, что они нашлись бы даже через сорок лет. Ведь есть коллекционеры, для которых — почти как для художников — в жизни не существует ничего важнее искусства.

Читайте самое интересное в рубрике "Культура"

Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить