Поисковик ищет большие деньги

Крупнейшая российская поисковая интернет-компания "Яндекс" изучает возможность проведения первичного публичного предложения акций (IPO) в первой половине 2011 года. Об этом сообщают британские СМИ. Предполагается, что размещение состоится на Лондонской фондовой бирже (LSE) или американской Nasdaq. В ходе IPO планируется привлечь около $1,5 млрд.

Как написала британская газета Mail on Sunday, организаторами выступят Morgan Stanley и Credit Suisse. Другие подробности возможной сделки не сообщаются.

Яндекс появился в 1997 году. К 2010 году доля "Яндекса" в поисковых запросах в рунете вновь превысила 60%. В мае 2010 года "Яндекс" запустил англоязычную версию поиска на домене yandex. com. и стал международным поисковиком. Он является седьмым среди крупнейших поисковых сайтов мира по количеству обработанных поисковых запросов. Оборот Яндекса в 2009 году составил 8,7 млрд. рублей, чистая прибыль — 2 млрд. 475,8 млн. рублей.

Читайте также: "Соцсети и блоги себя переоценивают"

По данным самой копании свыше 61% "Яндекса" контролируется инвестиционным фондами UFG Asset Management, Baring Vostok Capital Partners (40%) и Tiger Technologies (15%). Еще 24% принадлежит менеджерам и сотрудникам компании, 10% — частным инвесторам и бывшим сотрудникам компании, 5% — держателям опционов. Штаб-квартира - в Москве, "золотая акция" — у Сбербанка. Она дает госбанку право вето на концентрацию в одних руках более 25% акций поисковика. Головной компанией холдинга является голландская Yandex N. V.

Стоит напомнить, что в начале ноября успешным размещение на бирже засветилась компания Mail. ru Group (бывшая Digital Sky Technologies (DST), подконтрольная Юрию Мильнеру, Григорию Фингеру и Алишеру Усманову). Она стала единственной российской интернет-компанией, чьи акции обращаются в Лондоне. В начале текущего года делистинг с этой площадки провел "Рамблер Медиа".

Группа Mail.ru предложила инвесторам в виде глобальных депозитарных расписок (GDR) интернет-компанию Mail.ru, сервис мгновенных сообщений ICQ, социальную сеть "Одноклассники", 24,99% соцсети "ВКонтакте", 25,09% платежной системы Qiwi, 2,38% крупнейшей социальной сети Facebook, 5,13% сервиса торговли скидками Groupon и 1,47% производителя игр для социальных сетей Zynga.

Фото: AP

Спрос на акции Mail.ru Group на IPO превзошел предложение в 20 раз. Общий объем привлеченных средств достиг $1,003 млрд., капитализация -  более чем $5,7 млрд. На предварительных торгах GDR подорожали более чем на треть. Надо полагать, удачный выход конкурента не мог пройти незамеченным для акционеров Яндекса.

Аналитики считают, что положительный опыт размещения Mail. ru Group может стать сигналом для других интернет-компаний. Стоит напомнить, что "Яндекс" уже готовился к IPO в 2008 года, планировалось выходить на Nasdaq, но размещение было отложено. Как сообщал тогда "Интерфакс" со ссылкой на свои источники на тот момент компания оценивалась "максимум в $3 млрд". В октябре 2010 агентство сообщило о возможности выхода поисковика на IPO, хотя острой необходимости в финансовых средствах у нее нет.

Читайте также: "Имущество должников — в интернет-магазины"

Ландшафт рунета претерпевает очень заметные изменения. В августе этого года интернет-СМИ сообщали о возможности смены поискового движка Рамблер, который стабильно снижает свою долю на этом рынке. Якобы компания рассматривала возможность сотрудничества с Яндексом или Google.

В начале года ходили слухи, что Rambler обсуждает возможность использования движка Яндекса. В то же время Google все активнее строит свой симбиоз с новой российской интернет-империей Mail. ru Group. В начале на поиске Mail. Ru стали размещаться объявления контекстного рекламного сервиса Google - AdWords. А в сентябре реализован гугловский поиск для Mail. Ru по западным сайтам.

Глядя на такую активность Яндекс, возможно, размышляет о более тесном сотрудничестве с Rаmbler. Очевидно, что русский поиск становится полем игры двух суперкомпаний, обладающих передовыми технологиями, группами сателлитов и очень большими кошельками. В преддверии затяжной битвы гигантов Яндекс решил пополнить свой кошелек.

Самое интересное в рубрике "Экономика"

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Обсудить