"Властная" разруха в милицейских головах

В последнее время тема реформирования министерства внутренних дел как-то отошла на второй план. Понятно дело, другие события вроде терактов и катастроф отвлекли от реформы внимание.

205845.jpegДа и все нужные действия вроде бы произведены, нужные указы подписаны, приказы розданы. И реформа, надо полагать, идёт, но только, увы, не гласно, а в тишине ведомственных кабинетов, что, наверное, хорошо для чиновников, но не для российских граждан.

Вот потому и хотел бы вернуться к этой теме. Как гражданин, исправно выплачивающий налоги, которые в том числе идут на содержание органов внутренних дел — а миллионы на реформу, кстати, будут взяты оттуда же, очень бы хотел, чтобы она достигла своих целей. Так вот, полагаю, что можно до бесконечности освобождать милицию от несвойственных ей функций, упразднять департаменты, сокращать численность и увеличивать зарплату и соцпакет, даже создавать антикоррупционные подразделения, — но если не изменить установки, заложенные в головах сотрудников милиции, ничего не измениться.

Прав был профессор Преображенский, незабвенный Филипп Филиппович из повести Михаила Булгакова "Собачье сердце", когда, размышляя о последствиях русской революции, пришел к выводу: разруха не есть итог исторических событий, а является следствием процессов, происходящих в людских головах. Вот в них-то как раз разруха и случается. Логично, а главное во многом объясняет многое из того, что творится сейчас в системе МВД и ее сотрудниками. Действительно — всё дело в голове, а, вернее, в том, что в ней заложено.

И потому равнодушным оставляет информация последний дней — о том, например, что на службу в МВД будут брать по поручительству. Что это изменит, если ручаться за своих будущих коллег будут люди, сложившиеся и созревшие в опорочившей себя системе. Да нет, я убежден, что начинать следовало бы именно с содержимого голов действующих сотрудников МВД. Хотя, наверное, это очень сложно. Попробую разъяснить на одном конкретном примере.

Я — об очередном и не столь уже и давнем мутном скандале с "живым щитом" на МКАД. И ведь не свои, патрульные, машины инспекторы ГИБДД развернули поперёк дороги, а автомобили граждан, даже не высадив их оттуда. Всё пытаюсь понять: о чём они тогда думали? Нет, не простые водители, с ними-то как раз всё понятно.

Они воспитаны таким образом, что если от них требует чего-то человек в милицейской форме, то надо выполнять. Ведь это только глава МВД полагает: если гражданин трезв и ощущает свою правоту, он может не согласиться с требованиями милиционеров. Его подчинённые и закон считают по-другому.

О тех инспекторах ГИБДД, наверное, проще сказать, о чём они не думали. Скорее всего, ни жизнь людей, ни их собственность инспекторов не волновала. Осознание личной ответственность за предпринимаемые действия, понимание, в какой степени они вообще законны, там вряд ли присутствовали. Ну, не заложены такие установки в большую часть милицейских голов. А заложена, как правило, лишь одна истина, — простая, как резиновая дубинка. Милиционер — это власть, и потому ему обязаны подчиняться все остальные граждане, со всеми вытекающими отсюда последствиями в случае неподчинения.

205848.jpegИ ещё в милицейских головах по-прежнему прочно сидит уверенность в полной безнаказанности. Чего не может поколебать даже объявленная с самого верха российского политического Олимпа реформа системы органов внутренних дел. Инстинкт самосохранения у них, что ли, напрочь отсутствует? Или, может быть, идеи о властных полномочиях очень крепко вбиты?

Трудно сказать, почему так происходит. Но как бы там ни было, даже скорые и жесткие расправы с провинившимися милиционерами никакого положительного воспитательного эффекта не дают. С незавидной регулярностью происходят события, имеющие широкий резонанс в обществе, в которых сотрудники МВД выступают в роли главных "героев".

То какого-нибудь милиционера поймают, грабившего пригородные коттеджи, то их целым отделом в КПЗ отправят за взятки, то вся страна с любопытством будет наблюдать: найдут ли высокие милицейские чины записи с камер наблюдения, запечатлевших "громкую" аварию со смертельным исходом.

Неужели все происходящее никого не настраивает на размышление: с того ли конца начата реформа МВД? Может быть, действительно надо начинать ее с выстраивания определенной системы мировосприятия в головах людей, уже работающих в милиции или собирающихся туда поступить. Хотя бы потому, что в происходящем есть еще один весьма резонансный нюанс, о котором почему-то пока почти не говорится.

Сотрудники милиции — это действительно представители власти, в известной степени ее олицетворение в обыденной жизни. Один мой хороший знакомый, сам ветеран милицейской службы, заметил по этому поводу, что нынешняя милиция испытание властью не выдержала. Верно сказано, но не до конца. Действия милиции, о которых идет речь, порочат и дискредитируют власть как таковую. Поскольку она не способна пока навести порядок в системе, которая обязана тот самый порядок соблюдать и поддерживать.

Недавно стало известно, что в рамках реформы МВД, специалисты министерства готовят новый закон "О милиции". Об этом говорил глава ведомства Рашид Нургалиев на встрече с российскими парламентариями. Наверное, такой закон нужен. Но если в нем не будут прописаны сугубо идеологические установки, четко и однозначно регламентирующие взаимоотношения милиции и общества, смысл реформы будет утерян. Жаль, если так и произойдет.

Автор Николай Дорофеев
Николай Дорофеев — журналист, корреспондент, обозреватель, редактор
Обсудить