В США уже 23-й год не могут раскрыть крупное музейное ограбление

На воров натравили любопытных соседей

В США уже 23-й год не могут раскрыть крупное музейное ограбление. Тогда из музея вынесли работы Яна Вермеера, Рембрандта, Говерта Флинка, Эударда Мане и Дега. Ограбление было достаточно странным и непохожим на действия профессиональных преступников. Однако ограбление так и не удалось раскрыть. И вот теперь ФБР направляет по следу обывателей.

Федеральное бюро расследований США заявило о раскрытии крупнейшей музейной кражи в истории — злоумышленники вынесли 13 предметов искусства на общую сумму 500 миллионов долларов. Среди украденных полотен были: "Концерт" Яна Вермеера (всего в мире известно не более 35 картин делфтского гения), три Рембрандта (в том числе единственный известный морской пейзаж художника), работа Говерта Флинка, картина Эдуарда Мане, пять рисунков Дега и китайский сосуд династии Шан. Наиболее дорогим из похищенных полотен был "Концерт" Вермеера. Специалисты оценивают ее более чем в 250 миллионов долларов.

Ограбление было совершено в ночь на 18 марта. Злоумышленники, одетые в полицейскую форму, потребовали у охраны открыть им дверь музея, после чего надели на них наручники и сообщили скованным, что это не арест, а ограбление. В музее преступники провели 81 минуту. Полиция прибыла на место лишь в начале девятого утра.

По мнению следствия, воры были дилетантами в искусстве: две работы Рембрандта они повредили, вырезав из рам, а по пути к фиалу в форме орла пропустили два шедевра Рафаэля и одного Боттичелли. Первоначально следствие отрабатывало несколько версий. В числе подозреваемых были и преступные авторитеты, и боевики Ирландской республиканской армии, и таинственные богатые коллекционеры, якобы заказавшие кражу. В частности, вначале расследование сосредоточилось на боссе бостонской мафии, Джеймсе Булгере, который входил в список most wanted и на момент ограбления был в бегах. Однако отсутствие у преступника связей с Ирландской республиканской армией заставило следствие отказаться от этой версии.

Именно ИРА была в центре первоначального расследования. Следователь Гарольд Смит, который работал над ограблением, отмечал, что ИРА была причастна к другим громким кражам произведений искусства, а это преступление было крупнейшим. Обычно преступники обменивали украденные полотна на политических заключенных. Но предложение обмена было бы получено почти сразу же. Поэтому и от этой версии следствие отказалось.

Другим подозреваемым был антиквар и информатор Скотланд-Ярда Майкл Ван Рейн. Ван Рейн на момент грабежа проживал в своей нью-йоркской квартире. Отрицая участие в грабеже, он сказал корреспонденту журнала Atlantic Monthly, что знает о том, кто мог совершить ограбление, а также располагает информацией о местонахождении картин. Однако из опасений за свою жизнь Майкл Ван Рейн больше ничего не сказал и спешно переехал в Лондон.

Читайте также: Зачем грабителю рога и кости

Дальнейшее расследование вращалось вокруг двух осужденных из Бостона — Майлса Коннора, известного в своих кругах вора произведений искусства, и его давнего партнера Уильяма Янгворта, профессионального преступника. Коннор сказал, что его покойные друзья оставили ему информацию о том, где находятся картины, на случай, если с ними что-то случится. В то же время Янгворт, партнер Коннора, в августе 1997 позвонил в газету "Бостон Геральд" и сказал, что они могут посмотреть картины из музея. Репортер Том Машберг встретился с Янгвортом и посмотрел картину "Шторм на Галилейском море". Он сделал соскоб краски с полотна, чтобы провести экспертизу. Янгворт выразил готовность вернуть картину в обмен на иммунитет для себя, на освобождение Коннора из тюрьмы и 5 миллионов долларов. Однако экспертиза соскобов краски картины показала, что полотно не является подлинным.

Сегодня, спустя 20 с лишним лет, следствие по делу кражи полотен все еще ведется. На пресс-конференции, приуроченной к 23-летию со дня ограбления, представители бостонского отделения ФБР заявили, что им известны личности похитителей. По словам сотрудников спецслужбы, подозреваемые являются членами криминальной группировки, базирующейся в среднеатлантических штатах США и Новой Англии. При этом в ФБР отказались назвать имена преступников по причине истечения срока давности преследования. При этом представители ведомства отметили, что в будущем обвинения могут быть предъявлены человеку, у которого похищенные картины окажутся на руках, даже если он был лишь покупателем.

В ФБР не исключают, что в настоящее время украденные полотна находятся у людей, которые не имели никакого отношения к преступлению и даже не подозревают, что картины были украдены. В связи с этим предположением спецслужбы обратились за помощью непосредственно к гражданам. На сайте ФБР создали специальную страничку с фотографиями всех похищенных картин в высоком разрешении и вопросом: не видали ли вы их висящими в гостиных у своих знакомых? Сотрудник ФБР Джефф Келли прокомментировал это следующим образом: "По прошествии времени вполне вероятно, что кто-то видел украденные картины на стенах, над камином или у кого-то на чердаке. Пусть такой человек позвонит в ФБР".

При этом поиски сайтом ФБР не ограничатся, бюро планирует расклеивать по Филадельфии и окрестностям билборды с пропавшими картинами, а также задействовать СМИ. Кроме того, за наводку на местоположение похищенных предметов искусства объявлена награда в пять миллионов долларов. При этом обратиться можно анонимно, а деньги забрать через адвоката. Кроме того, людям, которые были замешаны в преступлении, а теперь хотят сдать сообщников, при возвращении картин гарантированна неприкосновенность.

Читайте также: "Кража века" приподнесла новые версии

На сегодняшний день бостонский офис ФБР продолжает получать звонки. Один позвонивший сказал, что видел картину Рембрандта в Японии. Другой сказал, что видел одну из картин в окне дома в пригороде Бостона. Однако расследование показало, что обе картины всего лишь копии.

Сотрудников ФБР ставит в тупик то, что украденные полотна из музея Гарднер ценны, но это вовсе не шедевры. Их выбор и некоторые детали ограбления абсолютно необъяснимы. В частности, следователи не могут понять, почему картина была вырезана, ведь стоимость вырезанных полотен резко падает.

Таким образом, фактически на сегодняшний день спецслужбы не добились никаких существенных результатов: местоположение украденных полотен по-прежнему не известно, а установленные преступники не арестованы за сроком давности. Поэтому выступление ФБР, поданное как сенсационное открытие, на деле оказалось скорее дежурным отчетом, приуроченным к пресс-конференции по случаю годовщины кражи.

Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия"

Автор Юлия Чмеленко
Юлия Чмеленко — журналист, искусствовед, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить