Алексей Навальный выпустил газету

Что можно Навальному, того нельзя никому?

Алексей Навальный вновь обратил внимание на издательский бизнес, выпустив очередную газету. Не обращая при этом внимания на действующие в России законы. И весьма вероятно, что ему за это ничего не будет.

Во вторник "Ведомости" сообщили, что Роскомнадзор отказал в регистрации газете "Популярная политика". Заявленный тираж - 1 миллион экземпляров. Учредить газету собирались сторонники Алексея Навального.

В Роскомнадзоре пояснили, что не был правильно оформлен пакет документов, поданных на регистрацию. Что, конечно, еще раз заставляет задуматься о квалификации работающих на Навального юристов. Которые так же "успешно" регистрировали партию "Народный альянс". 

Уже после выхода статьи в "Ведомостях" к рекламе "Популярной политики" подключился и сам Алексей Навальный. Вообще говоря, блог ему вести запрещено - таковы условия домашнего ареста. Потому и указывается, что ведут его жена Навального Юлия и сотрудники Фонда по борьбе с коррупцией.

Начинается сообщение со слов "могли ли мы подумать, что когда-то будем издавать в 2014 году какие-то адовы прокламации, прям как из учебника истории".

Но дальше: "Раз "Ведомости" уже написали о том, что нашу газету "Популярная политика" отказался регистрировать Роскомнадзор (КМБУ), то давайте расскажу про неё подробнее". 

То есть первая фраза, видимо, принадлежит сотрудникам ФБК ("могли ли мы подумать"), а следующую, видимо, Юлия Навальная ("давайте расскажу"). 

Но дальше уже почему-то: "Сначала два слова о том, нужна ли она (газета - прим.). И раньше знал, что нужна, а, как уже писал раньше, посидев под домашним арестом и посмотрев внимательно телевизор, окончательно убедился, что нужна". 

Дальше опять переход на "мы".

Автор, судя по всему, опомнился, но по каким-то причинам редактировать текст перед публикацией не стал. Куда-то торопился, видимо... 

В общем, даже минимальные формальности соблюсти Алексей Анатольевич не считает нужным. А действительно, чего заморачиваться?

Далее следует подробное описание, зачем нужна это средство массовой информации. А нужно оно для того, чтобы донести всю правду о жизни в стране - в том смысле, как ее понимает Алексей Навальный - до тех, кого к почитателям блогера пока отнести нельзя.

В общем, ничего особого нового по сравнению с прошлогодней газетой "За Навального". Опыт по созданию и распространению которой, по признанию автора (-ов?) блога был использован в данном случае.

И тогда, и сейчас возникают вопросы о соблюдении закона о СМИ. Навальный сообщил относительно "Популярной политики", что "пока был тираж 450 000 экземпляров по цене 1,4 р. за штуку".

Между тем, по действующему законодательству регистрации подлежит печатное издание, если его тираж превышает 999 экземпляров.

То есть была бы регистрация - вперед. Хоть 1000, хоть 500 тысяч штук, хоть миллионнный тираж. Насколько подана заявка, в общем. Никаких проблем. Но до получения регистрации - максимум 999 экземпляров, не более того. 

И речь явно не идет о разовом выпуске. Ведь в тех же "Ведомостях" было заявлено, что после внесения необходимых исправлений документы на регистрацию "Популярной политики" будут поданы вновь. 

Есть и еще один вопрос. По условиям домашнего ареста, Алексею Навальному запрещено пользоваться социальными сетями. Собственно, ему даже телефоном пользоваться нельзя - кроме вызова экстренных служб. Но вряд ли публикацию статьи в "Нью-Йорк Таймс" с призывом ввести санкции против российских политиков и предпринимателей можно считать вызовом экстренной службы. Равно как и регулярные посты в блогах. 

Но дело не только в Навальном. В сообщении говорится, что "по опыту мы знали, что на типографии, в которых мы печатаем может оказываться давление, поэтому мы действовали через брокера и никто в Фонде не знал ни названий, ни адресов типографий".

Но вообще говоря, в типографии (в одной, двух, пяти - не важно) должны были бы поинтересоваться документами о регистрации издания. Если и здесь обошлись, так сказать, без формальностей, то это тоже явно нарушение.

Однако у следователей по каким-то причинам не возникает никаких вопросов. Конечно, дело суда решать, насколько соблюдены требования законодательства. Но вот в суд-то одна из заинтересованных сторон как раз не торопится. Хотелось бы конечно знать, почему...

Автор Антон Куликов
Антон Владимирович Куликов — журналист, обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить