В России починят "убийц авианосцев"


Минобороны и северодвинская ремонтная верфь "Звездочка" подписали контракт на ремонт и модернизацию уже давным-давно выведенных из боевого состава Северного флота атомных подлодок с титановым прочным корпусом "Карп" и "Кострома" проекта 945 (шифр "Барракуда") постройки еще 70-х и 80-х годов прошлого века. Однако, несмотря на кажущуюся "старость", субмарины из дорогущего титана до сих пор превосходят по ряду характеристик зарубежные аналоги.

По мнению специалистов-корабелов, с которыми пообщался по этой тематике корреспондент "Правды.Ру", самим корпусам титановых подлодок вообще ничего за несколько десятилетий не сделалось: этот дорогостоящий металл жутко устойчив к коррозии, он практически не ржавеет и не разрушается с течением времени. А вот всю или почти всю "начинку" субмарин придется поменять на новую.

А вот что рассказал в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" бывший сотрудник мобилизационного управления ВМФ СССР, капитан I ранга в отставке Сергей Васютин:

"Не сомневаюсь, что такое решение Министерства обороны могло поставить в тупик самую что ни на есть продвинутую западную разведку. Ведь прозвучало оно довольно неожиданно даже для российских специалистов. В свое время именно военно-морская разведка подсказала руководству США, какие именно подводные лодки Советского Союза, а потом и России нужно внести в список утилизации по договору об ограничении стратегических вооружений.

Читайте также: Вернется ли РФ в Средиземноморье?

Мы своими же руками, правда, в основном за американские деньги, и "распилили" подавляющее число наших стратегических атомоходов, множество атомных многоцелевых лодок. Но вот про титановые лодки разведка как бы забыла, посчитав, что наша страна не в силах будет их восстановить — слишком сложны и дорогостоящи "титановые" технологии. Но эти лодки все-таки благополучно дожили, так сказать, до лучших времен. Кстати, в лодки "титановых" проектов заложен огромный запас на модернизацию, какой и не снился кораблям НАТО. Так что они еще послужат России в океане.

Когда-то эти лодки называли не иначе, как "убийцы авианосцев". В качестве основных задач перед лодками этого проекта являлось слежение за стратегическими подводными лодками и авианосными ударными группами вероятного противника и гарантированное их уничтожение при начале конфликта.

Судя по прессе, планируется, что многоцелевые атомные подводные лодки проектов 945 "Барракуда" и 945А "Кондор" с титановыми корпусами после модернизации будут сравнимы по техническим возможностям с АПЛ проекта 885 "Ясень-М", то есть с самой новейшей российской техникой!".

Автор этих строк, немало лет прослуживший на подводном флоте, вспоминает, как в свое время боялись военные моряки того, что титановые лодки просто-напросто "сожрут" плавучие пирсы из обычной стали. Пара титан-железо очень опасна — железо под воздействием титана стремительно корродирует и разлагается. Впрочем, ученые нашли какой-никакой выход: на корпуса титановых субмарин, когда они находились не в море, ставили специальную защиту в виде железных сварных конструкций, которую титан с удовольствием "кушал", оставив в покое пирсы.

В России была утилизирована пока лишь одна атомная подлодка с титановым корпусом, так называемая "Золотая рыбка" проекта 661 — самая первая из этого семейства, построенная еще в 60-х годах прошлого века. И самая, между прочим, скоростная — на испытаниях субмарина дала полный подводный ход более чем в 42 узла! Этот рекорд подводной скорости не побит до сих пор.

Правда, зачем подлодке "летать" по океану с такой скоростью, тогда никто из конструкторов и адмиралов так и не смог внятно объяснить руководству страны, прямо-таки испуганному дикой стоимостью строительства "Золотой рыбки" — 222 миллиона рублей. Заметьте — полновесных конвертируемых советских рублей. Что по тем временам составляло сумму, которую даже представить себе было трудно. И лодка этого проекта в серию не пошла…

Собственно, лодку потому и прозвали "золотой". На полной подводной скорости лодка производила такой шум, что, говорят, ее было без труда слышно на другом конце океана… К слову, когда в Северодвинске в 2010 году окончательно распилили эту лодку "на иголки", то ужаснулись стоимости самой утилизации — титан не так-то легко резать. Лодка снова стала "золотой".

Сейчас в России четыре титановые атомные подводные лодки (если не считать мини-лодок для глубоководных исследований): две проекта 945 "Барракуда" - К-239 "Карп" и К-276 "Кострома" и две лодки модернизированного проекта 945А "Кондор" — К-336 "Псков" и К-534 "Нижний Новгород". Увы, в 1989 году в результате пожара погибла уникальная титановая подлодка "Комсомолец" с глубиной погружения более километра — таких кораблей больше не видел мир…

В лодках проекта "Барракуда" и его модификациях, строившихся в Горьком (ныне Нижний Новгород), были учтены ошибки, допущенные при проектировании строительстве "Золотой рыбки". Несмотря на дороговизну, Советский Союз все-таки решился изготовить еще несколько титановых корпусов, прекрасно сохранившихся за несколько десятилетий.

Сначала в Северодвинске будет отремонтирован и возвращен флоту атомоход "Карп", затем — "Кострома". В заключительный период работ на второй подлодке будет подписан еще один контракт — на ремонт с модернизацией двух других титановых атомных субмарин — "Псков" и "Нижний Новгород", которые сейчас еще окончательно не выведены из состава российского ВМФ.

По данным экономистов, ремонтировать и модернизировать титановые подлодки примерно в два раза быстрее, чем строить новые. Это требует и меньших финансовых затрат. В данной ситуации довольно нелепо винить Минобороны в стремлении как-то сэкономить. По некоторым своим данным до сих пор российские лодки этого класса превосходят субмарины НАТО — в первую очередь, по значительной глубине погружения. Ну, а скрытность, главное качество подлодки, сейчас зависит от корабелов, от того, насколько удачно им удастся "начинить" модернизированные лодки новым оборудованием и оружием.

Кстати, прочность титановых лодок советской постройки была продемонстрирована в 1992 году, когда наша АПЛ "Кострома" столкнулась в Баренцевом море с американской субмариной типа "Лос-Анджелес". Российский корабль получил сравнительно небольшие повреждения ограждения рубки, а вот американскую лодку пришлось списать.

Комментарии
Комментарии
Комментарии
Хасян Абдулин Россия испепелила секретный "оперативный центр" западной коалиции?
Vladimir Shirokov "Бедная Россия" удивила "золотой миллиард"
Vladimir Shirokov "Бедная Россия" удивила "золотой миллиард"
Игорь Егоров Россия испепелила секретный "оперативный центр" западной коалиции?
владимир решетняк Политолог: Другой альтернативы, кроме как быть с Россией, у Украины нет
bugbu mijio Новый боевой самолет России получит мощнейшее лазерное оружие
алек камалиев Европа наигралась: Беженцев развернут обратно
олег клейменов Медведев назвал главные задачи "Единой России" после победы на выборах
вячеслав судаков Кто здесь власть: Либералы отправляют друг друга на свалку истории
вячеслав судаков Кто здесь власть: Либералы отправляют друг друга на свалку истории