Русофобия – это оружие

Недавно с большим удивлением для себя услышал, что, дескать, "оранжевые" власти Украины собрались отказаться от кириллицы и перейти на латиницу. Не знаю, в какой степени всё это правда, но с учётом уже сделанного ими раньше в попытках вбить клинья между двумя некогда братскими государствами и двумя народами, и это представляется реальным. 

197838.jpegДаже кириллицей, которая пошла по Руси именно с Киева, можно пожертвовать, чтобы хоть как-то подогреть русофобские настроения. И это лишний раз доказывает: русофобия сегодня - является инструментом и даже оружием политиков.

Ведь неприязнь, ненависть, неоправданное отрицательное отношение к русским людям, их языку, культуре, истории, государственности, а теперь и к кириллице, не появляются сами собой. Они воспитываются. Воспитываются политиками, которым Россия мешает.

Русофобия как явление возникло отнюдь не сегодня и существует не одно столетие. Чем крепче становилась наше государство - Русь, Московия, Россия, чем больше политического влияния стала приобретать оно и в Европе и в мире, тем красочнее рисовался его "варварский" образ, трансформировавшийся со временем в образ врага.

Недаром в Х1Х веке с подачи теперь уже никому неизвестно немецкого ученого была популярной такая сентенция: "Россией привнесено в мир больше зла, чем какой-нибудь другой страной..." В то же время, кстати, появился и сам термин - русофобия, который ввёл в употребление Фёдор Тютчев - да, тот самый, который "Умом Россию не понять..."

С тех пор накал русофобских страстей лишь увеличился. Русофобия существует во всех странах, где антироссийская политика становится отличительной чертой и даже в какой-то степени фундаментом существования правящего режима.

Польшу, например, считают лидером европейской русофобии. Не так уж много уступают ей новые прибалтийские страны - Литва, Латвия и Эстония. Если где-то звучит антироссийская риторика и нагнетается опять же антироссийская истерия - поляки и прибалты в первых рядах.  Яркий тому пример - последнее заседание сессии ПАСЕ.

На нем рассматривалась откровенно русофобская резолюция по событиям в Грузии. Считается, что у поляков русофобия подогревается историческими воспоминаниями о вековом соперничестве с Россией за региональное лидерство, четырьмя разделами, последствиями пакта Молотова-Риббентропа и т.д.

Возможно, историческая память - штука сложная. Но никогда  бы русофобия не принимала там такие гипертрофированные формы, если бы не была удобным инструментом для правящих польских политиков. 

Связь государственной политики и русофобских настроений в обществе в той или иной степени можно найти, наверное, во всех постсоветских государствах. Везде они, конечно, проявляются по-разному, но нигде так парадоксально, как на Украине.

Из одной экспертной статьи в другую кочует такой факт: по данным многолетних исследований Института социологии национальной академии наук Украины, индекс национальной дистанцированности здесь имеет самый низкий показатель среди всех нетитульных национальностей.

Проще говоря, если верить исследованиям, население Украины в основной своей массе относится к русским практически так же позитивно, как и к украинцам.

Может быть, именно этим и объясняется тот русофобский настрой, с которым правящая украинская элита на протяжении всего периода времени с момента развала СССР пыталась максимально эту дистанцию увеличить и в конечном итоге разорвать? А иначе чем объяснить все эти попытки по переводу Гоголя на украинский язык с известными купюрами?

А сокращение числа русских школ? А максимальное ограничение статуса русского языка, попытки изъять его не только из государственного обращения и даже межнационального общения, но и с теле- и киноэкранов? А попытки украинизации русскоязычных областей?

А возведение фашистских прислужников, чьи руки по локоть в крови советских, а значит и русских, солдат  в ранг героев? А культ гетмана Мазепы, предавшего русского царя и только потому достойного извлечения из исторического нафталина?  А празднование битвы при Конотопе, где украинцы один раз за всю историю, но разгромили русские войска?

Что это всё такое? Ступени строительства незалежной державы, уверяют украинские политики. Возможно, и так. Но почему-то всё это строительство ведется на идеях русофобии, возведённых в ранг государственной политики. 

Из того же русофобского ряда официальной политики выдавливание из Крыма российского Черноморского флота, объявление персонами "нон грата" на украинской территории российских политиков за их высказывания по крымским проблемам. А что произошло после августовских событий прошлого года на Кавказе?

Задолго, заметим, до того, как разразился скандал на предмет продажи Украиной Грузии военной техники и отправления туда военных специалистов по её обслуживанию. Кавказскую трагедию украинские власти в лучших русофобских традициях тут же исхитрились перевести в крымскую плоскость.

Еще дымились развалины Цхинвала, а в Крыму уже начали демонстративно искать российскую пятую колонну, путем выявления на полуострове людей с двойным гражданством. А потом ряд малоизвестных даже на Украине партий объявили о начале формирования в Крыму партизанских отрядов на случай захвата его Россией.

При этом называлась даже дата предстоящего конфликта - 2011 год - и в общество был "вброшен" сценарий вторжения, изобилующий деталями: сколько солдат и офицеров будут участвовать в нем, сколько будет применено единиц бронетехники, артсистем и т.д.

 Это какого же ведомства аналитики всё так грамотно просчитали? Теперь ко всему этому бреду может прибавиться ещё и кириллица... 

Рассказывают, что в 2004 году, во время выборов президента, в украинских СМИ было опубликовано открытое письмо литераторов с призывом голосовать за Виктора Ющенко, наполненное русофобскими высказываниями. Кандидату в президенты письмо понравилось.

О многом, что последовало за тем, как он стал главой государства, читайте выше. И потому не удивлюсь, если сегодня украинский социологический институт опубликует иные данные по отношению украинцев к русским.

Русофобия - это оружие, и в умелых руках оно попадает в цель.

 

Автор Николай Дорофеев
Николай Дорофеев — журналист, корреспондент, обозреватель, редактор
Обсудить