О Маркизских островах снова заговорили как о "людоедских"

Маркизские острова: каннибализм жив?

Как известно, Маркизские острова пользуются заслуженной славой как одно из самых красивых мест на Земле. Поскольку новости из этого отдаленного от центров мировой цивилизации уголка приходят крайне редко, его красоты привлекали собой многих известных писателей, художников и путешественников.

Не случайно их воспели Гоген, Стивенсон и Тур Хейердал, которые прожили здесь кто не один месяц, а кто и год. Однако неожиданный скандал, произошедший с германским туристом, рискует омрачить эту идиллическую картинку.

По данным немецких СМИ, пропавший несколькими неделями ранее на главном острове архипелага Нуку-Хива 40-летний яхтсмен Стефан Рамин, совершавший кругосветное путешествие, мог быть съеден каннибалами.

Известно, что Рамин отправился в кругосветное плавание еще в 2008 году. Он и его подруга подолгу оставались в понравившихся им местах. Одним из них был остров Нуку-Хива, где они планировали пробыть несколько месяцев. Однако их вояж был неожиданно нарушен.

Основанием для предположений о съедении немца стало то, что несколькими днями ранее в одном из отдаленных уголков острова были обнаружены остатки обгорелого мяса, а также обглоданных человеческих костей.

Читайте также: "Армия Бога" — каннибалы и рабовладельцы

По информации прокурора Французской Полинезии Хосе Тореля, "есть некоторые факты, которые позволяют предположить, что человеческие остатки принадлежат Стефану Рамину". Чтобы убедиться в этом, необходимо провести анализ ДНК. А на это, по мнению французской стороны, может уйти несколько недель.

Как бы там ни было, французские власти уже не исключают того, что немец мог стать жертвой людоедов. Правда, что стоит за сенсацией по поводу каннибализма на Маркизах, не совсем ясно. Взять хотя бы расхождение СМИ, многие из которых едва ли не со стопроцентной уверенностью пишут о съедении несчастного немца.

Так, одни сообщают, что исчезновение яхтсмена имело место еще 16 сентября. По информации других, это произошло 9 октября. Или другой момент: сейчас офицеры французской полиции ищут полинезийца Генри Гаити, который, ориентировочно, и мог съесть немецкого яхтсмена. Наводку на него дала подруга Стефана Рамина Хайке Дорш, по словам которой, ее друг и местный гид отправились на охоту в горы Нуку-Хива, откуда абориген вернулся один. Якобы он поведал Хайке Дорш о том, что Стефан Рамин тяжело ранен в результате несчастного случая. Та хотела поднять тревогу, но Генри Гаити якобы напал на нее, привязал к дереву, после чего убежал.

Однако девушка смогла каким-то образом освободиться и добраться до полицейского участка, где она и сообщила эту историю. Непонятно в этой истории то, для чего Генри Гаити, которого подозревают в людоедстве, оставил в живых единственную свидетельницу.

Как бы там ни было, многие зарубежные СМИ заговорили о "каннибализме на Маркизах". В прошлом Маркизские острова действительно славились, по мнению зарубежных путешественников, как "одни из самых людоедских островов в Океании". Конкуренцию в этом им могли составить Новая Зеландия, отдельные папуасские и вообще меданезийские племена, а также Фиджи и острова Тонга. Однако даже на их фоне Маркизы выглядели особенно зловеще.

Почему же именно Маркизы имели столь мрачную славу? Как известно, дыма без огня не бывает. Те путешественники, которые здесь бывали на протяжении XVI-XIX веков, отмечали, что человеческое мясо здесь в большом ходу и что человека не случайно называли "удлиненная свинья".

Как следствие былой перенаселенности архипелага и, по мнению ученых, недостатка еды, здесь нередко случались конфликты. Причем, как считают некоторые антропологи, каннибализм здесь носил не только ритуальный характер — в пищу запросто шло мясо убитых врагов.

О распространенности людоедства на "райских островах" дополнительно свидетельствуют данные археологических раскопок, что встречается довольно редко.

По дошедшим до нас свидетельствам, на Маркизах съедали не только погибших в междоусобных столкновениях людей, но и нарушителей табу, которые определяли ход жизни в архипелаге.

Правда, многие антропологи были уверены в том, что это явление на Маркизах почти изжито. Не в последнюю очередь стараниями европейских христианских миссионеров, но в еще большей степени действиями французских колонизаторов.

Если на начало XIX века, по данным одного из маркизских вождей Люсьена Кимитате, здесь проживало более ста тысяч человек, то столетие спустя здесь оставалось всего две тысячи человек. Таким образом, каннибализм на Маркизских островах изживали вместе с его носителями. Последствия этого геноцида не преодолены до сих пор. К настоящему времени на Маркизах постоянно проживает всего лишь чуть более 8600 человек.

Долгое время считалось, что последним свидетельством о каннибализме в этих местах является упоминание Роберта Стивенсона, относящееся к концу XIX столетия.

По словам знаменитого романиста, именно он увидел "последнего людоеда с Нуку-Хива". Якобы он шел вдоль берега океана, неся на плече человеческую руку, из которой зубами вырывал куски мяса и кричал всем встречным: "Так поступает со своими врагами Кооамуа!"

Что касается представителей самих Маркиз, то они не особенно верят в "ренессанс каннибализма" у себя дома. А пока следствию следовало бы проверить и подругу пропавшего немца.

Не исключают и того, что население Маркизских островов могло поплатиться за свои свободолюбивые устремления. Ведь, по сути, из всех французских владений в Океании именно Маркизы активнее всех выступали против принадлежности к Франции.

Гибель их вождя, известного во всем "полинезийском треугольнике" Люсьена Кимитате, ориентировочно произошедшая 23 мая 2002 года, в которой население архипелага склонно винить французскую администрацию из Папеэтэ, лишь на время приостановила эту борьбу.

Некоторые из представителей населения Маркиз не исключают того, что "исчезновение" немца стало делом рук французских спецслужб, цель которых, возможно, состоит в наказании строптивых островитян уничтожением туризма, приносящего им прибыль.

Читайте также: Людоед реабилитирован посмертно

И хотя иностранцев бывает на этих отдаленных островах очень немного, в силу отдаленности (более 1370 километров от Таити) и неразвитости аэродромной сети, прибывающие яхты и круизные суда все же давали населению Маркиз немалые денежные поступления.

Впрочем, это тоже пока можно расценивать как версию, поскольку сознательная демонизация Маркиз может нанести удар и по туризму во Французскую Полинезию в целом. Достаточно указать на то, что применительно к последнему происшествию на Маркизах некоторые СМИ заговорили именно о "полинезийском каннибализме", хотя такая постановка вопроса в корне не верна.

Во-первых, значительная часть полинезийцев не была замечена европейцами в употреблении человеческого мяса. Во-вторых, даже на тех полинезийских островах, которые записали в "людоедские", на деле каннибализма как распространенного явления не существовало. По сути, он носил там лишь ритуальный и немассовый характер, в котором, например, на Таити, участвовала лишь верхушка, поедавшая глаза или другие важные, с точки зрения аборигенов, человеческие органы.

Разумеется, полностью сбрасывать со счетов версию о проявлении каннибализма на Маркизах нельзя. Как известно, традиции — вещь долгоживущая. Особенно в таких сравнительно замкнутых племенных обществах, как на этом архипелаге, которые периодически склонны к возвращению к "истокам".

Впрочем, пока точных сведений о судьбе пропавшего немца, равно как и данных расследования, нет, обвинять население Маркиз в соблюдении каннибальских традиций, нельзя.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить