Отставка Ольмерта: Израиль заканчивает подготовку к войне с Ираном

Израиль вступил в последнюю фазу подготовки к нападению на Иран. Об этом свидетельствует отставка сторонника переговоров и уступок премьера Ольмерта, а также целый ряд других проявлений, говорящих в пользу скорого начала войны. В их числе установка Израилем американского противоракетного щита. При этом Вашингтон проводит с помощью израильских сил антироссийскую комбинацию.

Отставка израильского премьера Ольмерта стало ещё одним поводом поговорить о грядущей в регионе войне, на этот раз с Ираном. Многим в Израиле не нравилась его установка на переговоры с соседями, проявлявшимися в ликвидации части поселений на арабских территориях, обмен тел двоих израильских солдат на освобождение ливанских боевиков, намерение разговаривать с Сирией по поводу возвращения ей Голанских высот.

Впрочем, кроме этого есть и другие, не менее важные аспекты, говорящие в пользу грядущей развязки. США намерены предоставить Израилю радар, с помощью которого тот станет отслеживать запуски ракет. При этом он будет использоваться обеими странами. США будут предоставлять Израилю информацию раннего предупреждения о ракетных пусках, а также техническую и финансовую помощь для создания противоракетной обороны.

Согласно заявлению израильского министра обороны Эхуда Барака, радар будет размещен в Израиле еще до прихода в январе новой американской администрации. Об этом он заявил после встречи с госсекретарем Кондолизой Райс и министром обороны США Робертом Гейтсом. «При содействии американской стороны, которая намеревается предоставить нам свои новейшие разработки Израиль окажется более защищенным от возможной ракетной атаки со стороны Ирана», – сказал Барак.

Американцы заявляют, что радар необходим для защиты от иранских ракет, и не более. Речь об установке противоракет пока что не идет. Тем не менее, очевидно, что расстояние до Ирана ненамного меньшее, чем до России, которая выступает против системы ПРО США в Европе.

Вашингтон предпринял этот ловкий маневр, преследуя несколько целей. Прежде всего, он получили мотивацию размещения элементов своей ПРО – близость Ирана и защита ближайшего союзника. Теперь американцы могут «накрыть» часть России своим радиолокационным полем без особых объяснений и какого-то либо контроля. И главное –убедить Израиль, что он находится под надежной защитой, а следовательно, более смелее может готовиться к удару по Ирану.

Накануне своего визита в Великобританию президент США Джордж Буш заявил: "Раньше говорили, что Ближневосточный конфликт разрешит создание Палестинского государства. Теперь говорят: решите иранскую проблему и это разрешит Ближневосточный конфликт".

Президент США еще раз подчеркнул, что дипломатические санкции против Ирана имеют смысл лишь в том случае, если они приносят результат. А для этого они должны осуществляться единым фронтом. В одиночку США ничего добиться не могут. "Если люди на Ближнем Востоке не видят, что США или, скажем, Европа готовы обеспечить их безопасность, они найдут способ обезопасить себя сами". В этих словах американского президента многие усмотрели прозрачный намек на возможность израильского военного удара по Ирану.

И эта призрачность становится реальностью. Израиль действует по законам войны и серьезно готовится к удару по иранским ядерным объектам. Как стало известно, высшее израильское руководство тайно встречалось с разработчиком знаменитой операции "Опера" генералом запаса Авиамом Селой. 27 лет назад именно он спланировал операцию ВВС по уничтожению ядерной программы Саддама Хусейна. Кроме операции "Опера", он также разработал и провел операцию по уничтожению сирийских батарей ПВО на территории Ливана в ходе Первой ливанской войны 1982 г. В дни "Второй кампании" в Ливане в 2006 г. его привлекали к обсуждению стратегии действий ВВС.

По утверждению израильских военно-политических кругов, дальнейшее обогащения урана в Иране представляет реальную угрозу для существования Израильского государства. В Израиле считают, что только военным путем можно остановить развитие иранской ядерной программы.

И хотя об таком варианте развития событий там говорят по меньшей мере, лет десять, однако только теперь Телль-Авив вплотную подошел к вопросу о возможном применении военной силы против Ирана. Ядерный вопрос, конечно, является центральным в ирано-израильском противостоянии, однако есть вопрос более глобальный, который объясняет, почему Израиль опасается Ирана.

Основная угроза безопасности Израиля исходит не только от ядерных разработок Ирана. Стремление Ирана к статусу региональной супердержавы, с учетом нескрываемой им враждебности в отношении "сионистского образования", непосредственным образом угрожает роли и месту Израиля на Ближнем Востоке. При таком развитии ситуации обладание Ираном ядерного оружия, даже в качестве фактора сдерживания, несомненно, представляет серьезную опасность для существования Израильского государства.

При такой ситуации, когда геополитические интересы одной стороны приходят в явное противоречие с интересами другой враждующей стороны, на мирное решение конфликта можно и не надеяться, тем более после открыто угрожающих выступлений нынешнего иранского президента в адрес Израиля. Заявления руководства Ирана о нелегитимности существования Израильского государства на фоне иранской ядерной программы и угроз применения баллистических ракет «Шихаб-3» принимают реальные очертания. Можно предположить, что весь риск начала военных операций возьмет на себя Израиль.

Как заявил бывший шеф израильской разведки "Мосад" Шабтай Шавит, Израиль не будет ждать разрешения от США атаковать ядерные объекты Ирана.

Сами американцы не спешат предпринять военные меры для прекращения ядерной программы Ирана. Пока что они довольствуются лишь угрозами. Начиная с 2003 г., в США постоянно идут разговоры о применении военной силы против Ирана. И это является психологической войной против Ирана, что может быть подготовкой к началу военных действий. Исходя из опыта прошлых войн, в том числе подготовки вторжения США в Ирак, угроза применения военной силы, являющейся составной частью психологической войны, всегда служила не только средством деморализации противника, но и орудием подготовки общественного мнения как внутри страны, так и за рубежом. Если следовать данной логике, то мир уже находится на пороге будущей войны на Ближнем Востоке.

Тем не менее, ряд обстоятельств мешают США предпринять против Ирана превентивную или полномасштабную войну. На сегодняшний день военно-политическая ситуация как в Ираке, так и в Афганистане далека от стабильности. Более того, в последнем наблюдается резкое усиление военной активности талибов. Ясно, что ограниченного контингента войск коалиции в Афганистане явно не хватает для ведения крупных военных операций на юге и юго-востоке страны. Общая численность вооруженных сил США и коалиции в регионе составляет примерно 200 тыс. человек. И поставить дополнительные воинские части в регион американцы не могут. Военная машина на пределе своих ресурсов. Таким образом, первоначальный расчет американцев – использовать эти страны для зажатия Ирана в тиски не оправдался.

Пора выпускать на поле боя нового участника, тем более, что он рвется показать свои мышцы. Для достижения своих целей, впрочем, можно пожертвовать и им. Уж больно велики ставки.

Иран не упустит случая нанести ответный удар не только по транспортировке нефти, но и по нефтяным структурам соседних арабских стран. Американцы уверяют, что не дадут Ирану возможность закрыть Ормузский пролив для судов, однако даже ограниченное военное действие может нанести огромный вред мировой экономике. А кто может пострадать от нефтяного кризиса – прежде всего Европейский Союз и азиатские гиганты — Китай и Индия. США были бы не прочь ослабить экономически всех их как своих торговых конкурентов. Как известно, экономика этих промышленных гигантов во многом зависит от поставок нефти из района Персидского залива. Осталось ждать повода для начала большой войны. Хотя история и напоминает, что Израиль может напасть и без повода. Из-за угла.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить