России будет легче работать с новым европарламентом

Европарламент перестает быть болонкой США

Отметим, что 25 мая 350 миллионов жителей Евросоюза должны будут избрать европарламент, который, согласно последним опросам, пользуется все меньшим доверием. Предполагается, что возрастет число депутатов-евроскептиков - и не только от крайне правых, которые положительно оценивают действия РФ в Крыму, но и от партий левого центра. Смогут ли они повлиять на политику нового состава Еврокомиссии?

Все последние опросы общественного мнения показывают, что явка избирателей будет рекордно низкой за последние годы и составит не более 25—30 процентов (в 2009 — 43 процента). Этот показатель говорит, в первую очередь, о том, что население плохо себя ассоциирует с европейским проектом в том виде, как он реализуется, а именно по указке США с целью территориальной экспансии.

Число мест в европарламенте распределяется пропорционально численности населения стран Союза. Так, Германия "поставит" в парламент 96 депутатов, Франция ​​-74, Великобритания и Италия - по 73, Испания — 54 и Польша - 51 депутата. Западная пресса изобилует статьями о том, что ультраправые партии смогут завоевать на этих выборах от 100 до 200 депутатских мест, создать свою фракцию и стать третьей силой европарламента, после "народников" и социалистов, и отодвинуть на последующие места либералов, "зеленых" и левых.

Наибольшее влияние крайне правые имеют во Франции, Нидерландах, Австрии, Венгрии, Великобритании, Финляндии, Греции, Дании. У них два главных лозунга — отказ от Евросоюза, как наднационального органа, поработившего национальный суверенитет, и пересмотр политики миграции в сторону ее крайнего ужесточения. Единственные страны, где депутаты крайне правых партий не представлены на выборах, - это Португалия, Испания и Германия.

Читайте также: ЕС ведет Молдавию к конфронтации с РФ

России эта тенденция интересна с точки зрения того, что эти силы поддерживают РФ в ее позиции по Крыму и на Украине. Так, лидер французского "Национального фронта" Марин Ле Пен заявила, что разделяет с президентом России Владимиром Путиным "единые ценности". Марин Ле Пен считает, что хорошие отношения с Россией — это необходимый минимум для мира в Европе. По ее мнению, действия ЕС против России противоречат интересам европейцев. "Я хочу стоять во главе внеблокового государства, которое не подчиняется ни США, ни России, и вести равноправные переговоры с обеими державами", — цитирует слова Ле Пен AFP.

Кроме того, России важен евроскептицизм ультраправых, но не с точки зрения развала ЕС, а с точки зрения вытеснения из европарламента партий, поддерживаемых проамериканским лобби. В этом плане к евроскептикам можно отнести не только ультраправых, но и другие партии, например, левую центристскую партию "Альтернатива для Германии". "В одних странах евроскептиков представляют правыми радикалами, в других — левыми, но, в принципе, евроскептицизм, как течение, больше тяготеет к левому центру", — пояснил Pravda.Ru Владимир Оленченко, старший научный сотрудник Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН. И евроскептицизм связан не столько с разрушением ЕС, сколько с выбором его стратегии развития, сказал эксперт.

Читайте также: Игра США в санкции доконает Европу

Консерваторы или правые (народники, социалисты, либералы) лоббируются проатлантической бизнес-элитой и выступают за экспансию, то есть продолжение расширения ЕС за счет приобретения новых рынков, за создание некой финансово-экономической пирамиды, заметил Владимир Оленченко. Евроскептиков же эксперт назвал "инкассаторами" и "интеграторами", они говорят, что достаточно расширяться, давайте будем усиливать внутренние связи, улучшать разделение труда, повышать эффективность экономики. Эту группу поддерживает национальная бизнес-элита и именно на нее надо ставить России, поддерживать ее при заключении контрактов. При ее укреплении США будут терять свое безусловное влияние на европейские органы власти, которое мы наблюдаем по действиям ЕС по Украине. "Евроатлантическая линия заключается в том, что ЕС признает лидерство США и ориентируется на высказываемые ими идеологические условия", — сказал Владимир Оленченко. Из других евроскептиков левого центра отметим итальянскую партию Беппе Грилло, СИРИЗА в Греции.

Выборы 2014 года являются первыми, в которых европейские граждане будут иметь возможность влиять на выборы нового президента Европейской комиссии, которую сейчас занимает португалец Жозе Мануэль Баррозу. Эту кандидатуру будет предлагать каждая партия из 28 стран, баллотирующаяся на выборах. Председатель будет определяться из числа победивших на выборах в каждой стране. "Вероятно, это будет представитель Германии, и, безусловно, и сама Германия, и сторонники проевропейского лобби в ЕС ожидают, что он будет проводить более независимую европейскую политику, но это не значит, что она будет пророссийская, просто она будет более независимая", — сказал Владимир Оленченко. И это уже хорошо. Изменение политики будет, но не революционное, поскольку есть преемственность. На налаживание отношений с РФ потребуется не меньше года, предполагает эксперт.

Читайте также: Турне Обамы: в поисках подопытных кроликов

Итак, очевидно, что на выборах в Европарламент много голосов получат евроскептики - условные союзники РФ, и будет избран новый состав Еврокомиссии, с которым будет значительно легче работать. Отметим, что самый сильный рычаг влияния России — газовый. Положительным сигналом к тому, что Россию слышат, является собрание всех нужных документов на строительство "Южного потока". А также недавнее заявление еврокомиссара по вопросам энергетики Гюнтер Эттингера о том, что газовый сектор не подходит для списка возможных санкции против России.

"Российские партнеры являются наиболее важным поставщиком газа на рынок Европейского cоюза. Это продолжается в течение 40 лет. Мы в ЕС согласны, что энергетический сектор, в частности газовый, не подходит для списка возможных санкций против России. Это означает, что, несмотря на кризис, мы готовы продолжать газовое партнерство. Россия поставляет газ, а Европа платит", — сказал Эттингер.

Поэтому надо дожимать европейцев, делая акцент на газовой отрасли. Переориентация на Китай, как потребителя, сделает свое дело. Почему бы таким же образом не реанимировать идею создания газового картеля? Впервые три главных экспортера газа, Россия, Катар, Иран, имеют очень схожие интересы. Про Иран и говорить нечего, а недавний визит в Катар вице-министра Карасина показал, что страны вполне могут работать по одну сторону баррикад для того, чтобы поставить на место США с их предложением по СПГ для Европы. По сообщениям МИД, катарский эмир заявил, что он ценит "убедительную и последовательную региональную политику РФ".

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить