Загадочный узор штрихкода

Сегодня официальный день рождения штрихкода. 3 апреля 1973 года компания IBM обнародовала свою разработку UPC, одного из самых распространенных вариантов штрихкода. Внедрение кодировки существенно облегчило работу торговых работников и стало уникальной информационной базой для потребителей. Однако, наряду с этой общественно значимой пользой, появилась еще одна возможность наживы у нечистоплотных продавцов.

Как и множество великих открытий, изобретение штрихкода стало делом случая. Бернард Силвер, аспирант Дрексельского института технологии в городе Филадельфия, оказался невольным свидетелем разговора, в котором владелец местной продовольственной компании просил декана одного из факультетов провести исследование по вопросу автоматического сбора информации непосредственно у касс супермаркета.

Декан отклонил просьбу бизнесмена, однако Силвер передал суть беседы своему другу Норману Джозефу Вудленду - 27-летнему аспиранту и преподавателю того же института. Проблема очень заинтересовала Вудленда, и он с головой окунулся в работу.

Первая разработанная уникальная маркировка товаров наносилась чернилами, которые светились в ультрафиолетовом свете. Однако этот способ был ненадежным и слишком дорогим.

Неудача не охладила пыл изобретателей. В 1949 году Бернард Силвер и Норманн Джозеф Вудленд запантетовали свою новую разработку, которая была призвана облегчить работу кассиров супермаркета. Первый линейный штрихкод, созданный Вудлендом, базировался на двух технологиях кодирования – азбуке Морзе и звуковых треках к кинофильмам.

Азбука Морзе послужила прототипом отображения кода - вытянутые вниз точки и тире выглядели, как рисунок, похожий на последовательность черных широких и узких линий, разделявшихся пробелами. Метод озвучивания кинофильмов стал основой процесса считывания штрихкода.

Смотрите фоторепортаж: Обед для лилипута

Уже работая в IBM, Вудленд вместе с Сильвером пытались сконструировать подобие современного сканера для снятия информации со штрихкода. Аппарат был облачен в черную защитную материю и имел размеры письменного стола. Именно он по праву считается прототипом устройства, считывающего в электронном виде отпечатанную маркировку.

На сегодняшний день существует несколько популярных вариантов маркировок.

Загадочный узор штрихкода
Загадочный узор штрихкода
Это, прежде всего, штрихкоды UPC (Universal Product Code), распространенные в Северной Америке, и EAN (European Article Numbering), популярный в европейских странах.

На товарах проставлены разные значения штриховых кодов. За этим следит Международная Ассоциация товарной нумерации EAN International, которая состоит из 96 Национальных организаций. Предприятиям-членам присваиваются уникальные регистрационные номера.

Номер товара имеет следующую структуру:

- 3 цифры – это код (префикс) Национальной организации-члена EAN International (например, 460-469 - ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ, 482 - EAN Украина, 540-549 - EAN Бельгии-Люксембурга и т.д.);

- 6 цифр – это регистрационный номер предприятия, присвоенный Национальной организацией;

- 3 цифры – это порядковый номер продукции внутри предприятия;

-последняя, 13-я, цифра – контрольное число. Оно вычисляется из предыдущих двенадцати.

Однако стоит отметить, что на штрихкоде никогда не помещается самая важная для потребителя информация - цена. И это дает возможность нечистоплотным организациям обманывать покупателя. Зачастую мы предпочитаем слепо верить "умной машине", а не продавцу, который, как известно, всегда старается обсчитать.

Самый распространенный способ обчистить доверчивого покупателя в торговых супермаркетах связан с ценником. На полке (упаковке) может быть указана одна сумма, а на кассе она окажется значительно выше.

Как правило, всё валят на сотрудников торгового зала, которые забыли поменять ценники. Расчет идет на то, что человек отстоял очередь в кассу и не пойдет менять товар на более приемлемый, так как не захочет терять время в очереди еще раз.

Иногда кассир пробивает один товар несколько раз или может прибавить одну "лишнюю" цифру. Зачастую и вовсе оказывается, что вы приобрели несуществующий товар. Если покупатель заметил "промашку" - объясняют программной ошибкой в электронной системе кассовых аппаратов.

Стоит помнить, что вероятность обсчета резко возрастает при введении штрихкода в кассовый аппарат вручную. Поэтому следует заранее подсчитать точную стоимость покупки и в случае расхождения с суммой, названной кассиром, обязательно сверить цены на товары и их количество в счете с ценниками на упаковках. Бдительность никогда не помешает.

Читайте все новости раздела

 Нажми «Нравится»и читай нас в Facebook

Пока Россия ведет на дипломатическом фронте войну с США и Великобританией, ближайшие союзники Москвы по СНГ начали постепенно сближаться с Вашингтоном.

Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Комментарии
Американские демократы подали в суд на Россию
Рассекречено расследование отравления Юлии Скрипаль
Астролог: рожденные 22.04 сильны
Непрошеный гость: Франция собралась "строить новую Сирию"
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Подлодка США ушла от российской субмарины и ударила по Сирии
Подлодка США ушла от российской субмарины и ударила по Сирии
Подлодка США ушла от российской субмарины и ударила по Сирии
Подлодка США ушла от российской субмарины и ударила по Сирии
Подлодка США ушла от российской субмарины и ударила по Сирии
В Латвии требуют освободить арестованного защитника русских школ
Это всерьез: Россия резко начала выводить деньги из США
Ввод флота России в Азовское море напугал Украину
США подстрекают Украину повысить тарифы на газ
Россия официально обвинила Британию и США в сирийской химатаке
В США рассказали, какие контрмеры России были бы наиболее неприятны
В последний момент: как Путин и ФСБ спасли "Роснано" от Чубайса
Анатолий Заиченко: Как КРЫМ заинтересовывал иностранных инвесторов
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США
Анатолий Заиченко: Как КРЫМ заинтересовывал иностранных инвесторов
Астана и Ташкент дрейфуют в сторону США