Гражданская война со школьной скамьи

Замечательный дореволюционный русский историк Василий Осипович Ключевский как-то проницательно заметил: "Наша история идет по нашему календарю: в каждый век отстаем от мира на сутки". Если верить сказанному, то происходящее сегодня на Западе — прибудет к нам уже завтра. По крайней мере, тенденция, которая набирает силу за границей, может стать явью российских крупных городов и наших обеих столиц. Может стоит внимательно присмотреться к тому, что происходит у наших соседей?

Немецкие учителя бьют тревогу — дети иммигрантов из мусульманских стран все чаще издеваются над своими немецкими сверстниками. Одна из причин — хорошее знание родного языка. Школьники, в семьях которых говорят по-турецки и на прочих восточных языках, бьют своих одноклассников, потому что немцы в некоторых школах составляют национальное меньшинство.

Последнее исследование, проведенное в ФРГ объединением "Neustart", показало, что каждый четвертый учащийся один раз в неделю подвергается насилию. Ни учителя, ни родители, ни сами школьники, судя по опросам, не верят, что насилие в школе можно предотвратить. К обычным юношеским разборкам, как стали замечать педагоги и родители, добавилась ксенофобия. Ирония заключается в том, что жертвами насилия становятся не пришлые потомки гастарбайтеров и мигрантов — местные дети. Они получают тумаки за отличное владение своим родным языком!

Первый звонок "ненависти к немцам" прозвенел в одной из берлинских школ в 2006 году. Спустя четыре года столичные преподаватели снова взывают к общественности. В районах, где большую часть жителей составляют мигранты, между школьниками все чаще возникают инциденты на почве расизма. "Фактически положение дел намного хуже, чем представляется на первый взгляд, чтобы это осознать, достаточно ежедневно вести уроки в таких классах", — говорит исполняющий обязанности председателя профсоюза по воспитанию и науке (GEW) Норберт Гундакер.

Официальная статистика количества учащихся-мигрантов выглядит успокаивающей. Всего-то 9 % от всего населения. В Берлине таких школьников насчитывается уже 25%. В настоящее время, если перевести проценты в цифры, это составляет 95 000 учеников. Или 32,3% от всех учащихся столицы Германии. Вот тут вспоминаешь: есть ложь, есть еще и большая ложь, а есть даже статистика.

Сами преподаватели оценивают количество не-немецких детей в пределах Германии на уровне 12%. На состоявшемся ранней осенью конгрессе педагоги из Берлина подытожили факты и изучили предпосылки нового феномена — "германофобии" в самой Германии. По рассказам педагогов, ученики, для которых немецкий язык является родным, подвергаются оскорблениям и угрозам со стороны своих одноклассников-иностранцев. Подвергшиеся подобному прессингу просят преподавателей о помощи. Например, чтобы во время переменки учителя оставались в классном помещении.

Фото: AP

Читайте также: Меркель призналась в "эмигрантских" неудачах

Психиатры во многих странах мира стали пользоваться мало понятным даже для преподавателей английского языка словом mobbing — форма психологического насилия в виде травли. Кроме травли сотрудника в офисе, стали выделять подобные отношения среди подростков и молодых людей — школьный моббинг.

"В Германии 10% всех школьников страдают от моббинга", — утверждает подростковый психиатр из гамбургской университетской клиники профессор Михаэль Шульте-Маркворт (Michael Schulte-Markwort). Каждая четвертая жертва моббинга страдает от террора одноклассников на протяжении месяцев, а некоторые — в течение лет. Такой психологический террор может повлечь за собой значительные изменения психики у изгоя. Моббинг в школе — это необъявленная гражданская война, которая из стадии "холодной" порой превращается в "горячую". В Германии это показали трагедии в Эрфурте и Эмштедтене, где затравленные ученики брутально разобрались со своими обидчиками и случайно попавшимися под горячую руку. Частенько похожие конфликты наблюдаются и в американских кампусах. Бывшие отличники с оружием в руках отстаивают свою честь и поруганное достоинство.

Моббинг по дороге в школу и в классе. Полицейские чиновники подтверждают растущую враждебность к немцам, которая наблюдается, в частности, в среде лиц мусульманского происхождения. Турко-арабоязычные ученики испытывают к немецким соученикам настоящие приступы ксенофобии. Однако травля местных практикуется лишь в тех классах, в которых более 80 % учащихся — иностранцы. В результате родители вынуждены переводить своих чад в другие школы, даже если они расположены дальше от дома.

У родителей, чьи черноокие дети учатся вместе с голубоглазыми арийцами, тоже свои проблемы. Моника Ребицки (Monika Rebitzki) из земельного комитета по мультикультурам делам ("LAMA") в беседе с корреспондентом веб-странички koptisch. wordpress озвучила возможные причины обоюдной расовой ненависти. Большинство детей мигрантов видят собственную несостоятельность в родных многочисленных семьях и испытывают разочарование, находясь в группе своих сверстников. Изначально они — группа социальных аутсайдеров, которые получаю только в стае, находясь в большинстве. Кстати, словечко mob, от которого и произошел термин "моббинг", означает "толпа". Не стоит думать, что сами немецкие ребятки — агнцы божьи, готовые подставить одну щеку, когда бьют по другой. "Они также очень часто нуждаютсяв помощи", — поясняет Ребицки.

Фото: AP

Причины ксенофобии кроются не только в светлом цвете кожи и хорошем знании немецкого языка. Мир взрослых инфицирует сознание ребенка. Всю Германию буквально взорвала, по словам канцлера Ангелы Меркель "не полезная", книга доктора Тило Сарацина под названием "Германия самоликвидируется". Ныне покойная итальянская журналистка Ориана Фаллачи в 2001 г. публикует свою провокационную брошюру "Ярость и гордость", в которой яростно критикует не только ислам, но и всю великую арабскую культуру. Наши дамочки не отстают от квази-европейской тенденции ("квази" потому, что Фаллачи писала ее в Нью-Йорке). Беллетрист Елена Чудинова складывает свою антиутопию "Мечеть Парижской Богоматери". Видимо не дают покоя лавры автора The Satanic Verses — "Сатанинские стихи" — Салмана Рушди. Однако имам Хомейни умер, и никому нет дела до проживающей в московской хрущобе-высотке российской литераторши.

Так взращиваются "цветы зла". Ненависть ко всему чужому и чуждому. Так зачем же Господь создал нас всех такими разными? Прелесть заключается в нашем различии. Только из многообразия возникает единство. Зачем сеять рознь? Ответ один: кому-то не хватает адреналина.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить