Жёсюишарлизм: комедия о блокадном Ленинграде

В социальных сетях заметным поводом для дискуссий стала новость о сборе средств режиссером Алексеем Красовским на фильм "Праздник" о временах блокадного Ленинграда. Как сказано в аннотации к будущей картине, "это комедия, местами черная, но чаще светлая и новогодняя".

Комедия про блокаду Ленинграда — уже "восторг". К описанию сюжета будущего фильма Алексея Красовского прилагается и "историческая справка". В ней режиссером представлены отрывки из дневника некоего инструктора отдела кадров горкома ВКП(б) Николая Рибковского, датированные 9 декабря 1941 года.

Возможно, и существует такой дневник. Я вполне это допускаю. В какой-то мере воспоминания, если они и вправду реальные, могут быть свидетельством того чудовищного времени для жителей Ленинграда. Мне тоже доводилось слышать об особом положении партийных работников в осажденном городе. Именно слышать.

При этом в той же режиссерской исторической справке сообщается, что "данные о количестве продуктов, ежедневно поставлявшихся в Ленинградские обком и горком ВКП(б) в военное время, недоступны исследователям до сих пор". Если "недоступны до сих пор", какая же это справка, да ещё и историческая?!

Это мне напомнило описание на выставке византийского ювелирного искусства, в котором значилось, что такое-то изделие, "возможно, принадлежит турецким мастерам". Далее уже следует утверждение, что "следовательно, можно сделать вывод" и так далее. Какой однозначный вывод в принципе возможен из предположения? Исключительно — домыслы.

Видимо, на теме жирующих партийцев на фоне лютого голода блокадного Ленинграда и выстроен сюжет картины Алексея Красовского. Хорошо, даже если есть свидетельства кулинарного благополучия райкомовских товарищей, что тут смешного? Это тоже трагедия, это тоже наша историческая боль.

Во время войны, несмотря все ужасы, фронтовики и шутили, и смеялись. На войне тоже была жизнь. Было кому мне рассказать. Поколение, которое выкосила война, имело полное право шутить над временами своей молодости, потому что это была их жизнь. Чувство юмора — не грех. В большинстве случаев оно помогало выжить, а после — заглушить пережитую боль.

Если кто-то из блокадников решил бы в неожиданной форме рассказать о лютых временах осажденного нацистами города, я бы это принял. Принял бы именно от них, а не от современных "креативных" товарищей.

Очень сомневаюсь, что это была бы комедия, да еще и одновременно — "черная", "светлая и новогодняя".

Я знал нескольких блокадников. Они до конца своих дней хранили в потайном месте сухари из черного хлеба. У них всегда случалась паника, когда кто-то обыденно сообщал, что в доме нет хлеба.

Алексей Красовский посетовал, что крупные киностудии отказались участвовать в проекте. Вполне разумно с их стороны. Видимо, не стали рисковать своей репутацией. Вероятно, они засомневались в способностях самого режиссера уложиться в рамки деликатности.

Веселуха на фоне блокадного Ленинграда — весьма сомнительный креатив даже для самых радикальных жёсюишарлистов.

Кстати, и об эстетике "Шарли Эбдо". Безграничная свобода для "поржать" дорого обошлась некоторым сотрудникам издания.

Что примечательно, так это и само отношение общественности к той трагедии с вооруженным нападением на редакцию. Вменяемые люди, осуждая убийство художников, признавали при этом, что те сами нарвались. Вот такая дуальность.

Жёсюишарлизм, радикальный и беспощадный, как и идеология Бармалеев с черными флагами, отчего-то путаются с понятиями — свобода самовыражения и искусство.

Причем это делают те самые люди, которые претендуют на причастность к интеллектуальной элите.

Хотите удивить публику? Делайте это корректно, талантливо и, главное, — умно. Понимаю, что новаторов в кинематографе уровня Сергея Эйзенштейна практически не сыскать, но это не повод опускать кино на уровень "желтых" роликов на YouTube для сбора лайков и финансовых бонусов.

Предвижу, что непременно прокатится волна поддержки идеи о комедии некоторыми восторженными квазилиберальными завсегдатаями сетевых тусовок.

Такие всегда готовы поддержать любую провокационную инициативу, лишь бы больше публики возбудить.

Начнутся и песни о свободе слова, гонениях на искусство. Обязательно добавят, что это "настоящее" искусство.

Хайповое вторжение в такие деликатные и очень чувствительные темы Великой Отечественной войны могут возвести в признак творческой смелости и гениальности.

Голый мужик на рояле в Большом театре с пенисом наперевес, Руслан и Людмила в стрингах, писающие в кадре, для таких тоже — высокое искусство.

Почему бы Алексею Красовскому не снять комедию о Холокосте, о геноциде армян в Османской империи? Отчего бы не поржать на фоне башен-близнецов в Нью-Йорке?

Не решится. Понимает, что одной критикой в социальных сетях и в СМИ его эксперимент над памятью и болью людей не ограничится. Ему в ответ тоже могут сделать больно и не посмотрят ни на какие-либо условности со свободой слова и самовыражения.

А блокада для него — это же смешно. Подумаешь, что еще живы не только ветераны, участники боев на подступах к Ленинграду, но и блокадные дети.

Встретился бы с Алисой Фрейндлих или с Ильей Резником. Предложил бы им поржать на тему. Очень бы хотелось на него посмотреть после разговора с этими двумя выдающимися мастерами искусства, пережившими блокаду Ленинграда.

Парадигма жёсюишарлизма априори предполагает скандал. Тут нет речи о ханжестве, нет речи о каком-либо консерватизме со стороны критиков. Просто самой идеи нет как таковой, кроме дешевого эпатажа.

Есть только тот самый хайп, которым подменяют талант. Чем больнее сделают людям, тем сильнее у авторов осознание своих мнимых гениальности и причастности к искусству.

Источник фото: Commons: RIA Novosti

Читайте также:

Сволочизм. О святом — в духе черной комедии

Комедия о блокаде Ленинграда названа "Праздником" дьявола

Автор Василий Амирджанов
Василий Амирджанов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру *