Истории любви: как Багратион победил на любовном фронте Наполеона

Как Багратион победил на любовном фронте Наполеона

Участник Итальянского похода Суворова, герой Отечественной войны 1812 года князь Петр Багратион был воином, знавшим язык любви. Его роман с сестрой императора, великой княжной Екатериной Павловной наделал немало шума. Многие называли Багратиона квазимодой, однако это обстоятельство не помешало князю одолеть на любовном фронте самого Наполеона.

Катиш, как ее звали в семье, была дочерью наследника престола Павла Петровича и его супруги великой княгини Марии Федоровны. Роды были настолько серьезными, что Мария Федоровна вполне могла умереть, если бы к постели роженицы не подоспела императрица Екатерина, которая прикрикнула на неповоротливых акушерок и врача. Своему давнему адресату императрица писала: "Великая княгиня родила, слава Богу, четвертую дочь, что приводит ее в отчаяние". В утешение государыня дала внучке свое православное имя. Кроме царственного имени и красоты своей бабки, Катиш унаследовала ее волю, прагматизм и честолюбие. Кроме того, придворные побаивались ее острого язычка.

Хорошо знавший Екатерину Павловну князь А. Б. Куракин описал ее: "Она обладает умом и духом, соответствующим ее роду, имеет силу воли, она не создана для тесного круга, робость ей совершенно не свойственна, смелость и совершенство, с которыми она ездит верхом, способны возбудить зависть даже в мужчинах".

В марте 1807 года австрийский император Франц II стал Францем I Австрийским (поскольку Наполеон ликвидировал Священную римскую империю германской нации) и вдобавок овдовел. Его покойная супруга приходилась родной сестрой императрице Марии Федоровне. Однако горе не помешало ее матримониальным планам выдать за овдовевшего зятя свою дочь Екатерину.

Читайте также: Истории любви: Жених с однодолларовой купюры

Из Петербурга в Вену отправили свата князя А. Б. Куракина, но затея с бракосочетанием не пришлась по душе императору Александру I, старшему брату Катиш. Наверное, не потому, что его сестренка стала бы австрийской императрицей, а поскольку она сделалась бы женой человека, который был мужем ее тетки. Нечто нехристианское чувствовал Александр Павлович в такой связи, но Священный Синод не усмотрел в таком браке попрание церковных канонов. Обычно в делах, касавшихся семьи, Александр Павлович не спорил с матерью, но на этот раз проявил непреклонность.

Российский государь описывал своего царственного коллегу как некрасивого, плешивого (а сам-то был каков! Вспомним пушкинское "плешивый щеголь" — это про Александра I), тщедушного, без воли, лишенного всякой энергии духа и расслабленного телом и умом. Тут уж явный наговор со стороны нашего кесаря на австрийского августа! Франц проявил мужество и отвагу в борьбе с турками, а на любовном фронте… Возьмем хотя бы его браки, да некоторые из них остались бездетными, но Мария Терезия Сицилийская родила от него 13 детей, среди которых Мария-Луиза, супруга Наполеона. Тут у Александра Павловича был политический резон, а вовсе не личная антипатия. И венценосный брат отыскал сестре супруга получше — прусского принца Генриха, которому, впрочем, симпатизировал.

Катиш тоже упорствовала. "Брат находит, что император слишком стар. Но разве мужчина в 38 лет стар? Он находит его некрасивым? Но я не придаю значения красоте в мужчине. По его словам, он неопрятен? Я его отмою. Он глуп, у него дурной характер? Великолепно! …впоследствии он изменится", — так передала речь дочери, а может и досочинила от себя Мария Федоровна. Решительную и энергичную Катиш недолюбливала супруга Александра, анемичная Елизавета Алексеевна. Из писем Елизаветы Алексеевне матери, маркграфине Баденской, посланных в августе 1807 года, великосветское общество узнало о романе Екатерины Павловны и Багратиона, который два лета кряду был комендантом в Павловске.

Читайте также: История любви: золушка Помпадур и король

"Не будь он так безобразен, она рисковала бы погубить себя этой связью, но его уродство спасает великую княгиню!" — писала Елизавета Алексеевна, для которой Багратион был этаким квазимодо. Но пылкой и сексапильной Катиш боевой генерал Петр Иванович откровенно нравился. Она готова была пойти под венец даже с более уродливым австрийским императором. И если царскую особу Катиш готова была отмыть и перевоспитать, то что уж там говорить о простом князе!

Не надо недооценивать Марии Федоровны, которая после неудачи с австрийским императором при посредничестве князя Куракина искала других высокородных женихов. Пока матушка искала в Европе, дочь развлекалась в аллеях Павловского парка. Сохранилась переписка Марии Федоровны и Багратиона за 1807-1809 годы. На ее основании историки делают вывод: императрица благоволила князю. Флирт Катиш с генералом не имел будущего, может быть, по этой причине мать закрывала глаза на амуры с военным.

В спор матери и дочери с сыном и братом неожиданно вмешался сам Бонапарт. Став императором Наполеоном, он решил развестись со своей бездетной супругой Жозефиной и, после встречи в Тильзите, принял решение еще крепче подружиться с русским императором. Начался французский зондаж о возможности брака Наполеона с Катиш. Александр оказался в непростой ситуации. Свои плюсы и минусы в области политики перечеркивал характер Катиш. Она была русской патриоткой и ненавидела Буонапарте, как тогда писали, всеми фибрами своей души. В этом с ней солидарен был русский грузин Багратион — также отъявленный патриот. Катиш решительно заявила братцу, что готова пойти "за последнего русского истопника, чем за этого корсиканца".

Читайте также: Истории любви: Чехов и его милый кашалотик

"Наполеона страшно бесит то, что великая княжна Екатерина не желает вступать с ним в брак, — писала одна посвященная в дворцовые тайны фрейлина. — Эту принцессу следует уважать: она умеет быть твердой". Сам Наполеон не оказался таким "твердым орешком" и посватался к младшей сестре императора Анне. Что из этого вышло, мы прекрасно знаем.

Тем временем Катиш решено было срочно выдать замуж за принца Гольштейн-Ольденбургского Петера Фридриха Георга, приходившегося невесте кузеном. Окончательно дело уладили осенью 1808 года, когда Багратион отбивал шведский десант. Жених уступал невесте в красоте, был беден, его герцогство Наполеон включил в Рейнский союз и там управляли от имени французского императора, но Петер Фридрих Георг слыл человеком образованным и наделенным здравым смыслом.

Пышная свадьба состоялась 18 апреля 1809 года. Вернувшегося из Финляндии Багратиона в июле того же года неожиданно послали в Молдавскую армию. Современники были уверены, разгневанный царь, узнавший о продолжении романа его сестры с генералом, сослал своего полководца.

Между любовниками велась интимная переписка. Эти письма, по признанию Екатерины Павловны, были способны ее "жестко скомпрометировать, попав в чужие руки". Она паниковала, когда просила Александра I "милостиво приказать опечатать бумаги" Багратиона после получения ею известия о его смерти. До конца неизвестно, был ли адюльтер, но замужнюю женщину могут скомпрометировать только любовные письма.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

 

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить