Минкультуры составило список актуальных тем для кинолент

"Сорняки" и "цветы" российского кино

Минкультуры составило список актуальных тем для кинолент. Список составлен по принципу соответствия стратегическим интересам государства. Так, в качестве приоритетов оказалась военная и патриотическая тематика, а также семейное кино. Но, как заявил в интервью "Правде.Ру" народный артист РФ Николай Бурляев, составление списка — это только полдела.

Составление списка — дело хорошее. А то слова "при поддержке Комитета по кинематографии" в титрах некоторых фильмов смотрелись странно. Выбрали 12 тем. Это патриотические картины: "Россия — многонациональная страна", "История страны как духовный капитал будущего", "Военная слава России: победы и победители", "Люди долга: живая память войны в Афганистане" и "Народная война: малоизвестные, яркие и драматичные страницы истории Великой Отечественной".

Обещают поддержать картины, снятые к юбилеям; есть и такая тема: "Памятные даты: к 400-летию окончания Смуты; к 400-летию дома Романовых".

Темы, отражающие современную жизнь страны, также важны. Поэтому в список включены такие темы, как "Современные истории успеха. Сюжеты, способные вдохновить", "Общество без границ: о жизни и подвиге самореализации людей с ограниченными возможностями".

Но и "Вечные ценности как основа национального культурного кода: семья, традиция, любовь и верность" не забыты, а так же борьба с преступностью: "Закон и правопорядок: герои современного общества в борьбе с преступностью и террором".

Читайте также: Последний романтик советского кино

Когда-то у нас в ходу были производственные и научные сюжеты. Сейчас предпринята попытка их возродить ("Научная, изобретательская и производственная деятельность как общественное служение и путь к самореализации"). И, конечно, будет возможность получить субсидии для фильмов, поставленных по произведениям классической литературы: "Новая жизнь классики: золотой век русской литературы в кино".

На все это в 2013 году министерство планирует выделить 5,3 млрд рублей.

Перечень сформирован с учетом запросов общества. Киноведы и социологи провели соответствующие исследования. Кроме того, Минкульт выяснил мнение Открытого правительства по данному вопросу.

По этой теме в эксклюзивном интервью "Правде.Ру" высказался и народный артист России, актер, режиссер Николай Бурляев:

— Популярность фильмов определяется тем, насколько они созвучны душе человека. Хорошо, что Министерство культуры предложило такой список. Другое дело, что это первый опыт, и он может быть несовершенным. Со временем я уверен, придется расширять этот круг тем, но направление движения — правильное.

Пора организовывать нашу хаотическую культуру, приводить ее в рамки, угодные Господу иОтечеству, потомучто много патологии, непотребства поддерживали у нас по принципу "должны цвести все цветы". Я говорил Швыдкому (еще когда он был министром), что не все цветы должны расти. "Сорнякам" не нужно оказывать поддержку, пусть сами пробиваются под забором. Не нужно поддерживать "голубых" и "розовых". Не нужно давать госпремии за изображение фаллоса на-петербургском мосту.

На месте людей, ответственных за культуру, я был бы осторожнее, не поддерживал бы те фильмы, где проливается кровь. Хотя всякое бывает, возможны и прозревшие преступники. Я поддерживаю этот первый шаг. Но должен быть и второй. Нужно уточнять, укрупнять, добавлять что-то в этот перечень, но в принципе государство поступает правильно.

В подготовленных министерством правилах выделения субсидий отечественному кино специально упоминается финансирование фильмов социально значимой тематики. Такое тематическое планирование похоже на возврат к советскому опыту. Но этот опыт весьма неоднозначен: во времена СССР создавалось множество слабых фильмов, но зато — по нужной тематике, а все лишь для того, чтобы получить государственные деньги.

Читайте также: "Русские придурки" оккупировали Голливуд

Так и сейчас, с определением тем, на которые выделяются средства из бюджета, не исключено появление деятелей от кинематографии, готовых эти средства "освоить". Если таковые уже не появились. Ведь можно назвать сколько угодно фильмов с "правильной" тематикой, которые провалились в прокате. Хотя, возможно, это неизбежное зло, всегда будут плохие и хорошие фильмы. Все дело в соотношении: чего больше, достижений или неудач.

Может быть и так, что сами темы мало что значат, всё зависит от таланта: сценариста, режиссера, актеров, композитора, продюсера и возможностей кинопроката. А темы? Разумеется, людям интересны: любовь и семейные ценности, комедии, экранизации любимых произведений литературы, а так же истории о жизни самих людей искусства.

Наверное, идея составления списка необходима. Но явно не достаточна. Не будем забывать, что россияне в последнее время на отечественные фильмы ходят мало. Даже разрекламированные фильмы проваливаются в прокате. Не будет большой ошибкой сказать, что все киноленты, снятые российскими мастерами кино за десять лет, заработали меньше чем один какой-нибудь блокбастер типа "Аватара" или "Темного рыцаря".

Так что теперь кино в кинотеатрах перестало быть "важнейшим из искусств", как это было в начале ХХ века. Но, даже провалившись в прокате, фильмы потом появляются на экранах телевидения, на дисках, где продолжают свое воздействие на наши умы и сердца.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Юрий Енцов
Юрий Енцов — журналист, внештатный автор Правды.Ру *
Обсудить