Первое апреля — день смеха. Но одно дело, если вы подшутите над своим коллегой, и совсем другое — когда разыгрывать население берутся СМИ. В этом случае жертвами обмана становятся тысячи человек. Так, одна крупная телекомпания разыграла зрителей, показав сюжет о том, как швейцарская семья вырастила "макаронный" куст, на котором поспевают спагетти!
В 1957 году население Великобритании не было избаловано телевидением и кулинарными изысками: количество передач, да и самих телевизоров, было весьма ограничено, а спагетти многие жители Соединенного Королевства считали экзотикой.
Возможно, именно в этом и кроется секрет успеха розыгрыша крупной британской телекомпании. Вечером 1 апреля в популярной программе "Панорама" вышел сюжет о швейцарской семье, которая собрала прекрасный урожай… спагетти. "Зима была мягкой, а макаронного долгоносика фермерам удалось победить", — объяснял причину небывалого урожая репортер. Он также поведал, что мягкий климат очень важен, ведь сильные морозы могут серьезно повлиять на аромат созревших спагетти.
К организации шутки подошли основательно: корреспонденты подыскали милую гостиницу в швейцарской деревушке и попросили местных жительниц нарядиться в национальные костюмы, затем отварили большое количество спагетти и развесили на кустах.
Читайте также: Несгораемая реклама нон-стоп
Зрители увидели как симпатичные швейцарки собирают поспевшие спагетти и кладут их на солнце сушиться.
Репортаж произвел фурор: его посмотрели восемь миллионов человек и никого он не оставил равнодушным. Кто-то возмущался, считая, что шутка очень неудачна, а кто-то пришел на следующий день на работу и стал рассказывать коллегам о том, что наконец-то узнал, откуда берутся спагетти.
Многие люди звонили на канал, чтобы узнать, где можно приобрести "макаронный куст", ведь в то время спагетти были деликатесом в Британии и многие ели их только в консервированном виде.
Позже продюсер передачи признался, что целью шутки было показать людям, что нельзя верить всему, что показывают по телевидению, и к любой информации надо относиться с долей скепсиса.
Средства массовой информации давно вошли во вкус первоапрельских розыгрышей, пользуясь почти неограниченными возможностями обманывать аудиторию.
В далеком 1962 году единственный телеканал Швеции (естественно, черно-белый) предложил своим зрителям воспользоваться новейшей технологией для получения цветного изображения — натянуть на экран нейлоновый чулок. Сотни тысяч доверчивых шведов нарядили свои телевизоры в женские колготки и уселись перед ними, предвкушая незабываемое зрелище. Кстати, настоящего цветного ТВ им пришлось ждать восемь лет — до первого апреля 1970 года.
Не менее издевательский розыгрыш над телезрителями устроили датские журналисты. Они объявили, что правительство начинает внедрять новую технологию, позволяющую на расстоянии обнаружить всех граждан, которые незаконно подключились к коллективным антеннам. "Правда, наши эксперты утверждают, что если телевизор обернуть фольгой, сигнал не пройдет", — успокоили СМИ датчан. Стоит ли говорить, что фольгу с прилавков магазинов смели за считанные часы.
В 1976 году журналисты радио пригласили в студию британского астронома Патрика Мура и попросили его во всеуслышание заявить о том, что ровно в 09:47 первого апреля планеты займут такое положение, при котором земная гравитация на миг исчезнет. Радиослушателям предлагалось подпрыгнуть и испытать необыкновенное ощущение полета. Самое удивительное, что тысячи людей последовали этому совету — и потом звонили в редакцию, взахлеб рассказывая о пережитом.
Детское телевидение: развлекай, обучай и… рекламируй
В 1984 году одна небольшая газета во Флориде опубликовала рассказ об уникальном домашнем животном — тасманийском морже, маленьком пушистом и веселом существе, которое питается домашними тараканами и не требует никакого ухода. В статье говорилось, что правительство утаивает информацию о моржиках, чтобы граждане их не разводили, потому что в таком случае в домах не останется тараканов, и дезинсекторы лишатся работы. Целый месяц воодушевленные американцы названивали в редакцию издания, выпрашивая адрес, по которому можно купить тасманийского моржа.
В 1987 году норвежская газета "Бергенс Тиденд" спровоцировала столпотворение в центре Бергена, объявив о том, что власти города будут раздавать всем желающим бесплатное вино из конфискованной партии в десять тысяч литров. Сотни людей с канистрами и бутылками осадили магазины еще с ночи, а потом долго не желали верить в то, что их надули.
Первоапрельский розыгрыш, устроенный в 1992 году газетой The London Time, едва не спровоцировал международный скандал. Сообщение о "роспуске" Бельгии, север которой якобы будет присоединен к Нидерландам, а юг отойдет Франции, вызвало такой шквал возмущения, что главе МИД Великобритании пришлось в телеэфире успокаивать общественность.
В 1995 году ирландская Irish Times решила пошутить на российскую тему и опубликовала новость о том, что компания Уолта Диснея ведет с правительством РФ переговоры о покупке Мавзолея. В сообщении говорилось, что условия сделки предполагают перевозку монументального сооружения в европейский Диснейленд, где его оборудуютцветомузыкой.
Также в 1995 году отличился и журнал Discovery: в апрельском номере несуществующий "уважаемый биолог" доктор Эприл Паццо поведал о новом виде живых существ, обнаруженных во льдах Антарктиды. В статье были подробно описаны черви-сверлильщики, у которых постоянно повышена температура головы. "Растопив головами лед под пингвином, черви ждут, когда он провалится в яму, и затем пожирают его", — утверждал доктор Паццо. Он даже предположил, что известный полярник Филип Пуассон, который бесследно исчез в 1837 году, на самом деле стал жертвой горячеголовых червей, потому что сквозь толщу льда они по ошибке приняли его за пингвина.
Самые важные новости дня читайте на главной странице