Прослушивание мелодии во сне помогает ее разучить

Уроки музыки во сне и наяву

Американские исследователи выяснили, что музыке человека можно научить… во сне. Их эксперименты показали, что те люди, которым во время сна проигрывалась определенная мелодия, куда увереннее воспроизводили ее наяву. Но это вовсе не значит, что новичок, прослушав во сне "Рондо в турецком стиле" Моцарта, сможет потом исполнить его без запинки.

Впервые гипнопедию, то есть обучение человека тогда, когда он спит (причем здесь имеется в виду исключительно естественный сон, а не состояние, в которое погружает своих подопытных гипнотизер) впервые попытались применить еще в начале ХХ века. В 1923 году психолог Д. Финней устроил гипнопедические сеансы кадетам морского училища в Пенсаколе (США). Эту же методику использовал отечественный исследователь А. Свядощ в 1936 году.

Опыты основоположников и последующие эксперименты, правда, показали, что для массового обучения гипнопедия не подходит. Дело в том, что память каждого человека обладает индивидуальными механизмами обработки и сортировки информации, которые работают во сне точно так же, как и наяву. Поэтому из услышанного во время сна текста кто-то запоминает отдельные слова, кто-то — целый предложения, а кто-то помнит композиционную структуру и общий смысл, но не в состоянии воспроизвести детали.

Впрочем, неудачи гипнопедического обучения вовсе не говорят о том, что ее вообще нельзя использовать. Ведь все вышеописанные проблемы относились к экспериментам, в которых людям давали послушать фрагменты готового текста. В тоже время опыты по расширению во сне словарного запаса иностранных языков были достаточно успешны. То есть короткие фрагменты все люди запоминают так, как надо.

Недавно же американские исследователи из Северо-Западного университета (США) выяснили, что во сне люди могут обучаться… музыке. Ученые провели любопытный эксперимент — сначала несколько добровольцев пытались выучить две не слишком сложные мелодии. Следует заметить, что все испытуемые были правшами, так что для того, чтобы усложнить задачу, психологи предложили им играть тестовые мелодии только левой рукой. Эта часть эксперимента проходила по методике, напоминающей обучающую видеоигру Guitar Hero.

Читайте также: Язык музыки понимают все

Но самое интересное началось после. Когда участники эксперимента отправились вздремнуть после трудов праведных, на их головы были надеты датчики электрического энцефалографа (ЭЭГ). Так вот, когда, по показаниям прибора, у испытуемых настала фаза медленного сна, ученые начинали прокручивать одну из двух мелодий, которые перед этим разучивали их подопечные.

Эта фаза была выбрана потому, что считается, что именно во время ее протекания происходит обработка впечатлений, полученных в бодрствующем состоянии. Это способствует эффективному переходу информации из кратковременной памяти в долговременную. Проще говоря, именно во время медленного сна гипнопедия дает максимальный эффект.

В результате выяснилось, что сон благотворно сказался на музыкальном обучении. Хотя все участники эксперимента теперь исполняли обе мелодии куда увереннее, но, по мнению музыкальных педагогов, лучше все-таки у них получалась та, которую им ставили во время сна. Значит, при помощи гипнопедии действительно можно добиться прогресса в области музыкального образования.

Впрочем, это вовсе не значит, что новичок, прослушав во сне "Рондо в турецком стиле" Вольфганга Амадея Моцарта, на следующий день сможет сыграть его без запинки. Авторы исследования утверждают, что таким способом можно лишь развить уже имеющиеся навыки, но не постичь все с нуля. Поэтому даже в области музыкального обучения гипнопедию можно использовать лишь как вспомогательный метод. Да и такая вещь, как отработка техники исполнения, во сне совершенно невозможна.

Ученые же полагают, что наблюдаемый ими эффект связан с так называемыми сонными веретенами или σ-ритмами (сигма-ритмами). Напомним, что так называют один из основных и наиболее четко выраженных элементов спонтанной ЭЭГ, регистрируемый в состоянии естественного сна. Причем этот ритм имеет частоту от 10 до 16 Гц, хотя в основном она принимает значения 12-14 Гц. Характерным признаком сигма-ритма является нарастание амплитуды в начале вспышки и ее убывание в конце — на ЭЭГ-самописце это дает картинку, напоминающую веретено, отсюда и название.

Так вот, ученые уже давно подозревали, что эти сонные веретена имеют отношение к процессам обработки информации в человеческой памяти. Нынешнее же исследование выявило интересную закономерность — чем больше σ-ритмов регистрировалось во время сна в премоторной коре, отвечающей за движения левой руки, тем лучше обстояло дело с музыкальным упражнением наяву. Впрочем, сами по себе эти веретеновидные колебания к процессу запоминания отношения не имеют — они лишь отражают активность различных групп нервных клеток во время сна. А вот каких именно — еще предстоит выяснить.