Автомобилисты нажали на тормоза

Запланированная на минувшее воскресенье общероссийская акция протеста автомобилистов оказалась малочисленной даже на Дальнем Востоке, жителей которого увеличение ввозных пошлин на подержанные иномарки волнует больше всего. Не удивительно, по словам организаторов предыдущих акций, в 600-тысячном городе более 100 тысяч человек заняты «автобизнесом» – перегоном из Японии в Россию подержанных авто. Однако на площадь столицы Приморья 21 декабря вышло не более 500 человек.

Различные данные о числе собравшихся называют сами протестующие. На одних владивостокских форумах можно прочесть о 300 манифестантах на центральной площади, на других о пятистах. Отдельные СМИ предпочли не мелочиться и заявить «с утра на площади собрались от пятисот до тысячи человек». Согласиться с этой оценкой мешают, однако, фото- и видеоматериалы с места событий.

Как бы там ни было, говорить об общегородской массовой акции протеста не приходится. Аналогичные акции прошли в дальневосточном регионе также в Хабаровске и на Сахалине. В Хабаровске на улицы вышло около 100 человек, не больше протестовало и на Сахалине. Cостоялись они и в других городах, но сообщений об этом было крайне мало – видимо, из-за малочисленности митингов. 

Наиболее «проблемной» оказалась владивостокская акция протеста. Она не была санкционирована городскими властями, сотрудники милиции долго призывали людей покинуть площадь, разъясняя, что организаторы и участники акции могут быть задержаны. После чего правоохранительные органы очистили площадь, задержав несколько десятков протестующих. Среди попавших в отделения милиции оказались и представители прессы.

В центральных регионах России акции автомобилистов прошли незаметно. Как сообщили в МВД РФ, в митинге на Болотной площади в Москве приняли участие несколько десятков человек. Хотя, например, в столице организаторы намеревались собрать не менее 150 водителей. «Акции автомобилистов проходят в согласованном с городскими властями режиме, никаких происшествий или провокаций пока не зафиксировано», - отметили вечером в воскресенье в министерстве.

По сравнению с событиями 14 декабря, когда автомобилисты Владивостока на несколько часов перекрыли движение по центральным городским магистралям и даже попытались захватить аэропорт, акции минувших выходных выглядят куда менее масштабно. «Волны» протестных  выступлений не получилась.

Очевидно, сыграло свою роль своевременное вмешательство властей. Вечером 20 декабря губернатор Приморья Сергей Дарькин по телевидению обратился к жителям с просьбой не участвовать в уличных волнениях. «Правительство информировано о проблеме и меры принимаются», - заверил он.

Чуть ранее, девятнадцатого декабря, премьер-министр РФ Владимир Путин на совещании о дополнительных мерах по стабилизации ситуации в автомобильной промышленности в Набережных Челнах заявил, что правительство будет полностью компенсировать РЖД стоимость перевозки на Дальний Восток произведенных в РФ новых автомобилей.

«Предлагаю обнулить железнодорожный тариф на перевозку отечественных автомобилей на Дальний Восток и полностью компенсировать дальневосточникам и жителям Восточной Сибири эти затраты. Выпадающие доходы РЖД будут компенсированы из бюджета», - сказал В. Путин.

По словам премьера, повышение таможенных пошлин на иномарки затронуло интересы граждан, проживающих в данном регионе, в связи с тем, что стоимость автомобилей отечественной сборки для них выше, чем для жителей европейской части страны. Также Владимир Путин предложил субсидировать процентные ставки по кредитам граждан на приобретение автомобилей, произведенных на территории России.

В этой связи председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев отметил, в России сотни тысяч владельцев автомобилей и профессиональных водителей связаны с российской автомобильной промышленностью. «Почти четверть взрослого населения связано с отечественным автопромом», - сказал он. Исаев назвал «преступными» лозунги, используемые организаторами протестных акций в Приморье. В частности, считает парламентарий, «лозунг «Дадим отчественному автопрому спокойно умереть» - это провокация».

С ним согласился член Общественной палаты РФ Валерий Фадеев. Он отметил, что «российский автопром обеспечивает работой сотни тысяч людей, и провоцировать такую эгоистическую позицию жителей одного региона против жителей других регионов, недопустимо».

Проблема Владивостока, весь бизнес которого завязан на перегон из Японии подержанных иномарок, безусловно, требует решения. Но не уличного. На минувшей неделе центральные СМИ отмечали, что среди организаторов дальневосточных акций протеста не видно простых автомобилистов. Зато в изобилии присутствуют граждане, владеющие фирмами по перепродаже подержанных автомобилей...

На людей, которые лишаются последнего в результате введения пошлин, они не тянут. Видимо, и лозунг «Нет росту цен на бензин» для них не является ключевым. И разница в цене автомобилей не принципиальна. Бизнесменам, привыкшим спекулировать подержанным японскими иномарками, не хочется расставаться со сверхприбылями, к которым они привыкли за последние годы. В то время, как простым автовладельцам нужны не прибыли, а автомобили.

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить