Автор Правда.Ру

«Игра в бисер» для всех

Выставка "Эпоха бисера" в Музее личных коллекций, из частных собраний, работы 18-19 веков, открыта до 8 сентября

На выставке "Эпоха бисера" в Музее личных коллекций много посетителей. Все ходят, низко наклонясь к столикам, на которых разложены экспонаты, и близоруко, почти вплотную приближая глаза к экземплярам, развешанным на стенах. Даже те, кто видит хорошо. Потому что так и тянет рассмотреть поподробнее узор, распадающийся на отдельные бусинки при ближайшем взгляде, как картина импрессиониста с метрового расстояния — на хаотичные мазки. Неодолимо желание увидеть, как это сделано. Но интерес к выставленному постепенно превращается в математический (сколько бусинок ушло на этого охотника, на эту даму, из каких геометрически правильных простейших фигур состоит округлость руки, крона пышного дерева) и спортивный (удастся ли неизвестному автору следующей работы быть более изощренным в подборе и переходе цветов, чем автору предыдущей).

Интерес становится холодным: "Как искусно!". Но не более того. Потому что сюжеты начинают повторяться, не успеваешь дойти до середины первого зала. Техника исполнения та же. "Чем будем удивлять?". Логика движения выставки, которую жаждешь найти к концу осмотра, так и не обнаруживается. Изделия 18 века ничем не отличаются от изделий века 19. Перемена стилей в большом искусстве существенного влияния на искусство малое не оказала. Те же пейзажи, те же фрукты, те же сценки. Набор кисетов, кошельков, салфеток, картинок в рамках, собранных по принципу только тому, что "сделано из бисера."

Красивая, искусно выполненная вещь обращает на себя внимание, когда вокруг нет похожего. Переизбыток обесценивает. Особенно когда речь идет более о красивости, чем о красоте. В данном случае — пожалуй, даже и о массискусстве 18-19 веков, стоящем где-то между музицированием и ведением альбома в жизни юной барышни или замужней дамы.

Среди посетителей преобладали женщины средних и преклонных лет, иногда с подростками-дочерьми, приведенными, видимо, чтобы вдохновляться в процессе обучения рукоделию. Некоторые изучали выставленные образцы настолько долго, внимательно и деловито, что, кажется, вот-вот — и вынут бумагу с карандашом, начав перерисовывать узор. Благо популярность сюжетов не упала: вечные пастушеские сценки, вазы с фруктами и цветами, длинные гирлянды все так же симпатичны основной массе населения, которая любит, чтобы ей "сделали красиво", как двести лет назад, так и в начале 21 века. Чтобы убедиться в этом, сходите на вернисаж у ЦДХ.

Девиз выставки — "сентиментальность, камерность, простота". Доступно всем.

<b>Марина Лёвина
"ПРАВДА.Ру"</b>

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Распад СССР: выиграл только Азербайджан
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями
Французы запалили Павленского: а был ли художник?
Число евреев в России посчитали по потреблению мацы
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями
Число евреев в России посчитали по потреблению мацы
Экс-прокурор Поклонская пришла в Думу с часами за 1,3 млн
Французы запалили Павленского: а был ли художник?
Французы запалили Павленского: а был ли художник?
Детский омбудсмен рассказала о достижениях и планах
Тайная цель Трампа: что стоит за американскими нападками на Россию
"Сомнений нет": в США заявили о подготовке нового "11 сентября"
Число евреев в России посчитали по потреблению мацы
"Собчак на выборах может понести, и ее не остановишь"
Поселок под Иркутском оказался зоной китайского самостроя
Число евреев в России посчитали по потреблению мацы
Французы запалили Павленского: а был ли художник?
Чудом освобожденные: супруги родили трех детей в плену у талибов
Чудом освобожденные: супруги родили трех детей в плену у талибов
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями
Западные СМИ поражены: Путин "похоронил" Ким Чен Ына санкциями