Криминализация "дьяволят", или нехай не клевещут

Депутаты Государственной Думы рассматривают поправки в действующее законодательство, переводящие "Клевету" из разряда административных наказаний обратно в уголовные. В среду законопроект был принят в первом чтении.

Ранее по одноименной 129-й статье УК РФ "дьявол" (от древнегреческого "диавол" — "клеветник") мог получить по рогам до 3-х лет лишения свободы. В декабре прошлого года подобная норма УК утратила юридическую силу, "обернувшись" взамен статьей 5.60 в КоАП.

Таким образом, сейчас за распространение ЗАВЕДОМО ложных сведений, порочащих честь и достоинство, "дьяволятам" грозит штраф аж в 5 тысяч рублей, да и то в самом "пиковом случае" — "клеветы, соединенной с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления".

То есть поцапались жена с мужем, начальник с подчиненным, сосед с соседкой, зять с тещей, политик с политиком и пошли чесать языками, либо руками в Интернете — такой-то злостный педофил, наркобарон плюс маньяк по совместительству. Поверят, не поверят, а осадочек на репутации все-равно останется. Дешево и сердито — все удовольствие максимум 5 тысяч рублей.

Если же, катить бочку поскромнее, дескать, он хоть и не убийца, но тем не менее ворует носовые платки из раздевалок — и того меньше: административный штраф от одной до двух тысяч рублей. Посчитайте сами, сколько людей можно "обгадить", скажем, на десятку.

Один из инициаторов восстановления "статуса-кво", председатель комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников мотивацию выражает прямо — декриминализация 129-й статьи УК, проведенная в рамках либерализации, ни к чему хорошему не привела.

Поэтому авторы поправок качнули маятник обратно — к примеру, в первой редакции "подрыв репутации" предлагалось оценивать до 100 тысяч рублей, либо принудительными работами на год. "За клевету о болезни, вызывающей отвращение, а также о совершении преступлений сексуального характера устанавливать наказание в виде штрафа до 500 тысяч рублей, либо лишения свободы сроком до трех лет". Ну, и наконец, голословное обвинение кого бы то ни было совсем уж в тяжких грехах (в убийстве, государственной измене и т. д.) могло стоить пустобреху пяти лет заключения.

С тем, что "дьяволят" надо криминализировать, согласны не все. В частности, депутат "Справедливой России" Оксана Дмитриева считает — введение уголовной ответственности за клевету может стать поводом для давления на неугодных политиков. А глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов и вовсе сообщил, что принятие вышеупомянутых поправок нанесет серьезный удар по развитию демократии в России.

По поводу первой — довольно-таки странно, что неугодных политиков примутся "давить" только сейчас (напомню, 129 статью убрали из УК чуть более полугода назад). Или с декабря 2011 года "неугодные" отвечать "за базар" совсем разучились? Что же касается позиции Федотова, то тут все ясно — нехай клевещут, лишь бы демократия развивалась.

Впрочем, "кровавый режим" и здесь проявил свой "звериный оскал". Во время своей встречи с правозащитниками Владимир Путин предложил оставить в уголовном кодексе статью о клевете (тот, кто навешивает на других ярлыки, должен быть сам готов получить клеймо о судимости). Однако по мнению главы государства, сажать в тюрьму за подобное преступление все же не следует.

"Ко второму чтению документа санкция в виде лишения свободы может быть изъята из документа, — цитируют информационные агентства Павла Крашенинникова. — Самое эффективное — это все-таки карать рублем за такие составы, где человек не представляет серьезную общественную опасность. Хотя, конечно, понятно, что клевета — это тоже насилие, психологическое, но насилие".

Ну и напоследок, несколько строк на тему, а как у них? Позволю себе процитировать полностью два параграфа из уголовного кодекса Германии. Параграф 187: "Кто преднамеренно в отношении другого лица сообщает или распространяет заведомо ложный факт, который порочит это лицо или унижает его перед общественностью или угрожает его кредитоспособности, наказывается лишением свободы на срок до двух лет или денежным штрафом, а если деяние совершено в публичном выступлении, на собрании или путем распространения письменных материалов наказывается лишением свободы на срок до пяти лет".

И параграф 189: "Кто порочит память умершего, наказывается лишением свободы на срок до 2 лет или денежным штрафом".

Видите — в Германии даже репутация мертвых находится под юридической защитой — и ничего, демократия жива.

Автор Михаил Синельников-Оришак
Михаил Синельников-Оришак — бывший обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить