Отчет

Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по проверке фактов участия должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в коррупционной деятельности о проделанной работе за 2-е полугодие 1998 года

Уважаемые депутаты!

Деятельность Комиссии в отчетный период осуществлялась на основе плана работы, в соответствии с Конституцией РФ, Регламентом Государственной Думы, Положением и Регламентом Комиссии, а также действующими федеральными законами.
Созданная решением Государственной Думы в условиях беспрецедентного разгула преступности и коррупции в стране, всевластия и полной безнаказанности чиновничества. Комиссия явилась структурным образованием органа представительной власти, предназначенным осуществлять общественный контроль за соблюдением законности в деятельности исполнительной власти и правоохранительных органов.
Необходимость данного решения продиктована также существенным ослаблением противодействия организованной преступности и коррупции со стороны правоохранительных органов и силовых структур вследствие целенаправленно осуществлявшегося властью на протяжении ряда последних лет так называемого реформирования, почти полного прекращения их финансирования, морально-психологического разложения кадров и глубокого проникновения коррупции в их собственные ряды.
Обоснованность этого в полной мере подтверждается фактическими данными о существующем разительном противоречии между незначительным числом расследуемых и, тем более, находящихся на стадии рассмотрения в судах уголовных дел о коррупции (подкупность, продажность, разложение), и огромным количеством совершаемых должностных преступлений.
Деятельность Комиссии осуществляется по двум направлениям: непосредственная проверка фактов коррупции в органах государственной власти РФ и субъектов РФ, и совершенствование правовой базы борьбы с коррупцией.
Основной формой работы Комиссии являлось рассмотрение на ее заседаниях хода и результатов проверки относящихся к ее компетенции фактов и материалов, направлявшихся по поручению Государственной Думы, содержавшихся в документах Счетной палаты РФ и публикациях СМИ, а также представлявшихся депутатами ГД, должностными лицами и гражданами.
Из числа находившихся в производстве Комиссии в первом полугодии 23-х материалов к июлю 1998 года проверка была завершена по трем.
Во втором полугодии в Комиссию поступили 56 новых материалов:
по поручению Государственной Думы — 6 (“Голден-Ада”; о коррупции в администрации Курской и Тверской областей; о коррупции в депутатском корпусе по заявлению депутатов Семаго, Кобылкина и Чунькова; по заявлению депутата Илюхина; по запросу депутата Явлинского в Правительство РФ);
по материалам Счетной палаты — 6;
по публикациям в СМИ — 18;
по обращению депутатов — 10;
по обращениям должностных лиц и граждан — 16.
За рассматриваемый период Комиссией проведены заседания, на которых заслушаны сообщения депутатов, являющихся инициаторами проведения проверок, и рассмотрены иные, собранные в процессе работы Комиссии материалы о коррупции: в системе МПС (депутат Кругликов А. Л.), в администрациях Тверской (депутат Астраханкина Т. А.), Нижегородской (депутат Семаго В. В.), Волгоградской (депутат Щекочихин Ю. П.), Ростовской (по информации депутатов Иванченко Л. А., Борисенко Н. И.), Кемеровской (депутат Останина Н. А.), областей, республиках Коми (депутат Чистоходова Р. В.) и Дагестан (депутат Хачилаев Н. М.), в Новороссийском и других портах Азово-Черноморского побережья Кубани (депутаты Зацепина Н. А. и Ждакаев И. А.), в Правительстве РФ по заявлению Явлинского Г. А. (депутат Щекочихин Ю. П.), высших должностных лиц РФ (депутат Илюхин В. И.), должностных лиц Московского управления ФСНП (депутат Щекочихин Ю. П.), в администрации Президента РФ (по информации депутата Коржакова А. В.).
По результатам работы комиссии и в связи с предпринятыми ею мерами Генеральной прокуратурой, МВД, ФСБ РФ и региональными правоохранительными органами по 45-и фактам возбуждены уголовные дела, по 51-у факту проводится доследственная проверка о причастности к коррупции ряда ответственных должностных лиц, в том числе в отношении бывших:
Председателя Правительства РФ В. Черномырдина (о незаконном выделении из федерального бюджета 4,9 млн. долларов США Центру российско-американского партнерства и АО “МЦ Проминформбизнес” из государственных фондов 2,5 млн. тонн нефти и причинении ущерба в размере более 100 млн. Долларов США);
Вице-премьеров Правительства РФ Е. Гайдара (о незаконном использовании средств федерального бюджета в размере 1,5 млн. долларов США при заключении контракта с американской фирмой “Кролл Ассошиитс инк.”);
А. Чубайса (о причинении государству ущерба в размере 37 трлн. Рублей в результате незаконной компенсации потерь НФС после отмены таможенных льгот);
Б. Федорова (о причинении государству ущерба в связи с разрешением на вывоз ценностей Гохрана фирме “Голден-Ада” и выдачу ссуды Навашинскому судостроительному заводу);
Б. Немцова (о причинении ущерба в размере 189,6 млрд. рублей в связи с нецелевым использованием государственных пенсионных средств);
А. Лившица (в связи с незаконным переводом средств федерального бюджета Центру российско-американского партнерства),
а также министров внешних экономических связей РФ П. Авена и О. Давыдова, заместителей министра финансов РФ А. Вавилова и А. Кудрина, Исполнительного секретаря СНГ Б. Березовского, других высокопоставленных лиц правительства, федеральных министерств, ведомств и правоохранительных органов, органов власти субъектов Российской Федерации.
В ряде областей созданы и работают межведомственные оперативно-следственные группы. На основе результатов проведенных проверок возбуждены десятки уголовных дел. За злоупотребления служебным положением в корыстных целях отстранены от должности и уволены начальник УВД Тульской области генерал Карпинский, начальник управления строительства УВД Волгоградской области полковник Тактаров, понижен в должности его заместитель подполковник Нацвинов, привлечены к уголовной ответственности пять сотрудников Новороссийской таможни, начальник Новороссийского рыбного порта Печоров, главный бухгалтер управления здравоохранения здравоохранения г. Новороссийска Николаева, зам. Руководителя Торгово-промышленной палаты Макаров, начальник Новороссийског отделения федерального казначейства Гузенко, генеральный директор ОАО “Туапсинский морской торговый порт” Антонов, начальник Ейского морского порта Хохлачев и многие другие.
Из числа находившихся в производстве к началу 1999 года проверка закончена по 10 материалам, по которым, с точки зрения Комиссии, правоохранительными органами приняты обоснованные решения.
Проведено заседание “круглого стола” на тему “Проблемы борьбы с коррупцией в Российской Федерации и пути их разрешения”.
Таким образом, в настоящее время в производстве Комиссии на различных стадиях проверки находятся 66 материалов, ряд из которых (Новороссийск, Коми Республика, Ростовская область и др.) содержат несколько десятков исследуемых фактов.
Длительность проверки прямо зависит от сложности исследуемых по запросам Комиссии вопросов, сроков и полноты ее проведения правоохранительными органами, объема представляемой в ответах информации, зачастую не позволяющего сделать выводы о всесторонности, объективности и полноте проводимых расследований и законности принятых решений.
В связи с тем, что действующее законодательство и, в частности, Конституция РФ (ст. 103), федеральные законы “О статусе депутата” (ст. 17), “О прокуратуре РФ” (ст. 4, 5, 42), “О статусе судей” (ст. 13, 16) и некоторые другие, по существу ограничивают возможность осуществления надлежащего контроля за деятельность исполнительных органов власти и правоохранительных органов со стороны представительных органов, к числу приоритетных направлений деятельности Комиссии относится постоянная работа по совершенствованию правовой базы борьбы с коррупцией. За отчетный период Комиссией внесен в Государственную Думу проект федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”.
Кроме того, члены Комиссии приняли участие в подготовке к третьему чтению проектов федеральных законов “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем” и “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем”, принятых Государственной Думой 12 ноября 19998 года.
В связи с отклонением Советом Федерации 21 ноября 1998 года названных федеральных законов член комиссии Л. В. Побединская принимает участие в работе созданной постановлением Государственной Думы согласительной комиссии.
Комиссией подготовлены и другие законопроекты антикоррупционной направленности для их рассмотрения Государственной Думой в весеннюю сессию.
По инициативе Комиссии Государственной Думой на “Правительственном часе” заслушаны отчеты Министра внутренних дел РФ Куликова А. С. “О мерах, принимаемых МВД РФ по предупреждению коррупции, укреплению законности в деятельности органов внутренних дел РФ” (20.03.98 г.) и Директора ФСБ РФ Путина В. В. “О деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации” (05.11.98 г.), приняты соответствующие постановления, также внесено на сессию Государственной Думы и принято постановление “О поручении Счетной палате Российской Федерации” о проверке расходования средств федерального бюджета Министерством транспорта Российской Федерации.
Комиссией осуществлен анализ информации. Полученной из Администрации Президента России, Совета безопасности, Правительства РФ, Счетной палаты РФ и правоохранительных органов и спланирована работа на первое полугодие 1999 года.

Председатель Комиссии
А. Д. КУЛИКОВ

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить