Долгопяты оказались дальними "родственниками" людей

Американские ученые расшифровали геном долгопятов и пришли к выводу, что эти причудливые животные являются дальними родичами человека.

Непознанная вселенная: ученые открыли новую галактику

"Мы просеквенировали ДНК долгопятов не только для того, чтобы понять, какое место занимают они в истории эволюции приматов, но и потому, что их физиология, анатомия и пищевые привычки являются супер-уникальными для наших родичей", — рассказывает Уэсли Уоррен из университета Вашингтона в Сент-Луисе (США).

Небольшие забавные приматы, живущие на островах Юго-Восточной и Восточной Азии, обладают крайне необычным обликом, распорядком дня и физиологией. Долгопяты являются хищниками и ведут ночной образ жизни, питаясь насекомыми и мелкими позвоночными животными. У животных длинные кости ног, которые позволяют им хорошо прыгать. А общаются долгопяты при помощи ультразвуковых трелей.

До этого момента никто не знал, как возникли эти необычные животные. Для ученых долгопяты представляют загадку. Они обладают рядом признаков, который роднит их с более примитивными мокроносыми приматами, такими как лемуры или лори, но при этом у них есть ряд черт, которые сближают их с "сухоносыми" обезьянами и людьми.

В статье, опубликованной в журнале Nature Communications, Уоррен и его коллеги нашли ответы на вопросы, расшифровав геном филиппинских долгопятов и сравнив его с тем, как устроены ДНК у людей, обезьян и галаго, сухоносых приматов, похожих по облику на лори и долгопятов.

Генетики обратили внимание на то, как много повторяющихся сегментов ДНК, так называемых Alu-повторов, содержит их геном. Этот элемент, своеобразный саморазмножающийся генетический "паразит", присутствует в геномах всех наших родичей и лемуров — он появился у предка всех приматов, и число Alu-повторов, как сегодня считают генетики, росло по мере эволюции нашего отряда.

Так ученые выяснили, что долгопяты входят в число сухоносых приматов, а не мокроносых животных и являются более близкими родичами человека, чем мы считали раньше.

Команда Уоррена так же обнаружила две сотни генов, изменения в которых были уникальными для долгопятов. Ученые считают, что мутации в этих генах объясняют то, как долгопяты приобрели необычайно большие глаза и длинные ноги, позволяющие им вести ночной образ жизни. Примерно четверть этих генов связаны с болезнями глаз и конечностей у людей. По мнению исследователей, изучение этих генов может помочь медикам понять, как развиваются редкие болезни глаз, ног и рук у человека.

Геном долгопятов подтвердил подозрения экологов — их популяция действительно сокращается. Исследователи считают, что это связано с вырубкой лесов в Азии и браконьерской охотой на долгопятов, которые недавно стали популярны на Западе в качестве домашних питомцев. Чтобы спасти животных от вымирания, необходимо в ближайшем времени предпринять ряд защитных мер.