Троянский конь в стане "Росшельфа"

Недавняя публикация «ПРАВДЫ.Ру» о взаимоотношениях ведущего военно-кораблестроительной верфи России, Севмашпредприятия (Северодвинск, Архангельская область) имела немалый резонанс. Тема "Росшельфа" с легкой руки мэра Северодвинска Александра Беляева обошла затем, пожалуй, все СМИ, занимающиеся судостроительной тематикой. Но тема эта, как видно, настоятельно требует продолжения --  уж очень много глубинных проблем завязано на обыденном с первого взгляда факте -- перерегистрации ЗАО "Росшельф" по новому юридическому адресу в Санкт-Петербурге.

Идея создания компании вызрела на Севмаше, выстрадана в многолетней борьбе за стратегию, финансы, темпы и просто за государственный подход к делу. Низкий уровень гособоронзаказа, а порой и его отсутствие заставили искать альтернативу для загрузки производственных мощностей Севмаша. И она была найдена. Это строительство платформ для морской добычи нефти и газа. Указ первого президента России Б. Ельцина не оставляет на этот счет сомнений: "В целях обеспечения стратегических интересов Российской Федерации, а также эффективного использования предприятий оборонного комплекса... разработка Штокмановского газоконденсатного и Приразломного нефтяного месторождений осуществляется компанией "Росшельф". Исходя из этих целей, компания получила лицензии на недропользование двух месторождений бесплатно и без тендера. В состав учредителей вошел весь цвет научных и промышленных предприятий, так или иначе связанных с подводным судостроением. А "Росшельф" руководство Газпрома представляло не иначе как Газпром плюс Северодвинск. Теперь, похоже, в ходу иная формула с несколькими неизвестными.
-- Соблюдение стратегических интересов России обозначено и в дальнейших правительственных документах, -- говорит начальник правового отдела Севмаша Владимир Головченко, который сегодня представляет интересы Севмаша в арбитраже. -- Поэтому мы руководствуемся не локальными интересами. Хотя и Севмаш не мелочь.
Новый виток борьбы начался с тех пор, как определился новый инвестор АО "Роснефть". АО подает себя как компания государственная, хотя способ ведения дела вызывает сомнения.  Знаковым в хитроумном пасьянсе стало создание компании, управляющей проектом ЗАО "Севморнефтегаз", куда вошли дочерняя компания Роснефти "Пурнефтегаз" и "Росшельф". По мнению некоторых, и сам "Росшельф" неплохо управлялся. Но решение принимал совет директоров, а не общее собрание. (Примечательно: на то время в составе директоров не было Давида Пашаева. Попытка заменить некоторые ключевые фигуры в этом важном органе компании была предпринята в апреле 2001 года. Вне состава совета оказались Д. Пашаев, А. Баринов. Академик Е. Велихов в сердцах покинул то горячее заседание в знак солидарности и... совет директоров. Позднее справедливость была восстановлена. Полномочия Д. Пашаева были восстановлены. Да и кому еще представлять интересы государства, как не генеральному директору государственного предприятия). Внятного ответа на необходимость создания "Севморнефтегаза" получено не было. Но последующие события показали, что это своего рода троянский конь в стане "Росшельфа". В июне 2002 года на общее собрание акционеров был вынесен вопрос о передаче лицензий этой компании. Севмаш, "Архгеолдобыча" и Курчатовский институт проголосовали против и заблокировали решение. В октябре 2002 года совет директоров принимает решение о проведении заочного голосования акционеров по вопросу о присоединении ЗАО "Севморнефтегаз" к договору о совместной деятельности между "Газпромом" и "Росшельфом". Мотивация святая -- иначе, мол, "Севморнефтегаз" не сможет финансировать "Росшельф". На вопрос: не станет ли полученная таким образом юридическая конструкция претендовать на переоформление лицензии, последовали заверения: "Ни в коем случае". Севмаш с его 12% акций проголосовал "за". Ну, оно ведь и понятно, в бизнесе трудно не доверять партнерам. Однако сюрприз не замедлил себя ждать: вскоре Интерфакс распространил сообщение с пресс-конференции "Роснефти" о том, что присоединение "Севморнефтегаза" к договору "Газпрома" и "Росшельфа" -- одно из условий переоформления лицензии. 16 декабря того же года совет директоров принимает решение о проведении заочного голосования по четырем вопросам. В частности, о присоединении к вышеназванному договору еще и "Роснефти", о внесении изменений в Устав, и о переводе юридического адреса "Росшельфа" -- в Санкт-Петербург. Севмаш везет свои бюллетени, доверенности, соблюдая все формальности, голосует "против" означенных пунктов. А спустя две недели оказывается, что голоса этого акционера проигнорировали -- то ли якобы их не привезли, то ли Севмаш не принял участия в голосовании. Что любопытно, губернатор А. Ефремов, представляющий интересы Архангельской области, также проголосовал против изменения юридического адреса. Вообще же весь путь переоформления лицензий смахивает на манипуляции фокусника. В один и тот же день 28 ноября 2002 года Минприроды выдает лицензии ЗАО "Севморнефтегаз", а премьер-министр М. Касьянов подписывает распоряжение правительства, где сказано: "Принять предложения Минэкономразвития о проведении переговоров и заключении с ЗАО "Севморнефтегаз" соглашения о разделе продукции по Приразломному нефтяному месторождению..."  Видимо, очень торопились, вот и поставили правительство в неудобное положение. Минприроды позднее указали на действия в нарушение законодательства. Но пока от предупреждений никому ни холодно ни жарко. Минприроды, как и прочие "игроки" на этом поле,держит паузу. Между тем Севмаш вынужден в судебном порядке защищать все те же государственные интересы. Подано три иска в Арбитражный суд. Севмаш и "Архгеолдобыча" обжаловали в суде согласие совета директоров "Росшельфа" на переоформление лицензии. Аргументы: никакой совет директоров не вправе отменять Указ президента от 30 ноября 1992 года. И второй: передача лицензий -- нарушение уставной деятельности. В марте принято решение в пользу "Архгеолодобычи" и Севмаша. Оппонент подал апелляцию. Опротестовал Севмаш и итоги заочного голосования от 16 декабря, в котором были проигнорированы его голоса. Прошло два предварительных заседания. 12 мая будет рассмотрение в суде первой инстанции. И, наконец, подан иск к Минприроды. Аргументов, говорит В. Головченко, выше крыши. Самый убойный: статья 7 федерального закона об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, определила пользователем недр месторождения Приразломное "Росшельф". Возникают вполне закономерные вопросы. Зачем "Роснефть" непременно хочет присоединиться к договору о совместной деятельности? Воодушевляет успех операции "Троянский конь"? Зачем ЗАО "Севморнефтегаз" непременно нужна лицензия, если ее помыслы продиктованы исключительно государственными интересами? Почему нельзя обойтись, скажем, доверительным управлением на период освоения месторождения?
От пути освоения месторождений на шельфе Арктики во многом зависит перспектива целого блока предприятий, завязанных на подводном судостроении, Архангельской области, Северодвинска и наконец, будущего высоких технологий страны. Вопреки планам создания отечественного нефтегазодобывающего оборудования, закуплена старая норвежская платформа "Хаттон". Понятно, что она потребует закупки за рубежом оборудования. "Возможно, "Хаттон" -- это не компромисс, а скорость, как полагают некоторые специалисты Севмаша, -- платформа нужна через два года. А для "Приразломной" не готово пока проектирование. Но не сегодня  так завтра все равно надо начинать строить самостоятельно. Лучше раньше. Ведь проект "Штокман" потребует 3--4 платформы. Если и их строительство отдать иностранному заказчику, можно ставить крест на отечественных предприятиях, которые сделали все, чтобы перестроиться на конверсионные рельсы.
В муках и ожесточенной борьбе в России рождается новая отрасль -- строительство нефтегазодобывающего оборудования. Проблема назревшая, поскольку страна подошла к необходимости практического освоения шельфа Арктики. На кону -- большие ставки. Только суммарные налоговые поступления в период освоения проекта "Приразломное" исчисляются 1,9 млрд. долларов. А впереди еще Штокмановское, более масштабное. Сегодня Северодвинск пытается отстоять свой приоритет в этой сфере. И не только свой...

Раиса Евглевская, «Северный рабочий»
На снимке: идет строительство платформы «Приразломная» на Севмаше

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить