Нарушение правил тонировки теперь рассматривается не просто как технический недостаток, а как действие, способное привести к серьёзным санкциям. В 2026 году к стандартному штрафу добавляются и другие последствия, если водитель игнорирует требования инспекторов устранить нарушение. Многие автомобилисты продолжают задаваться вопросом: какие наказания актуальны сейчас, как избежать дополнительных взысканий и что делать, если постановление кажется несправедливым. Об этом сообщает Autonews.
Тонировка остаётся одним из самых распространённых поводов для остановки водителей сотрудниками ГАИ. Несмотря на кажущуюся простоту требований, многие забывают, что правила чётко устанавливают минимальный уровень светопропускания. Закон обязывает измерять его с помощью специального прибора — тауметра, а нарушители несут административную ответственность по ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ.
Размер штрафа за нарушение правил тонировки единый для всей России — 500 рублей. И это касается любого транспортного средства, вне зависимости от типа кузова или категории. Закон допускает свободу только в отношении боковых задних стекол, но лобовое и передние боковые обязательно должны иметь светопропускание не менее 70%. Исключением является заднее стекло, если автомобиль оснащён боковыми зеркалами — при их наличии тонировка заднего стекла не ограничивается.
Инспекторы руководствуются пунктом 7.3 ПДД, запрещающим эксплуатацию автомобиля с ограниченной обзорностью. Если плёнка, жалюзи, шторки или сетки ухудшают видимость, это считается нарушением. По закону сотрудники полиции могут изымать такие устройства как орудия правонарушения в соответствии с ч. 1 ст. 27.10 КоАП РФ.
"Чем аккуратнее ездит конкретный водитель, тем с большей вероятностью к нему будет применена пониженная базовая ставка страхового тарифа, которая является отправной точкой для расчета страховой премии. К аварийному водителю страховщик почти наверняка применит наибольшую базовую ставку", — отметил Уфимцев.
Снятие плёнки после остановки инспекторами не избавляет от штрафа — нарушение фиксируется на момент проверки. Оплатить взыскание можно со скидкой 50% в течение 20 дней.
До 2014 года за нарушение правил тонировки часто снимали номерные знаки, что фактически делало эксплуатацию автомобиля невозможной. Сегодня такая мера отменена, но это не означает исчезновения дополнительных наказаний.
Если водитель отказывается устранить нарушение на месте, инспектор выписывает требование, которое фиксируется в базе данных ГАИ. Дальнейшее игнорирование предписаний приводит к серьёзным санкциям: штраф от 2000 до 4000 рублей или административный арест до 15 суток. В качестве альтернативы суд может назначить обязательные работы — от 40 до 120 часов по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ.
При этом повторное выявление тонировки без устранения дефекта не ограничено в количестве. Каждый раз водитель будет получать новый штраф в 500 рублей, если инспектор не оформлял требование или срок на устранение ещё не истёк.
Водителю необходимо выполнить требование инспектора в срок, который указан в документе. Чаще всего — это десять суток с момента вынесения постановления. В течение этого времени можно обратиться на станцию технического обслуживания, снять плёнку и убедиться, что светопропускание соответствует нормам.
Оспорить постановление можно в течение 10 дней. Эта процедура регламентирована законодательством и предполагает несколько шагов.
Для подачи жалобы необходимо:
Если жалоба отклонена, водитель вправе обратиться в районный суд. Практика показывает, что такие дела редко удовлетворяются, но шансы выше, если выявлены ошибки в документах или сотрудник ГАИ требовал снять тонировку на месте, превышая полномочия.
За последние годы обсуждалось несколько проектов, направленных на смягчение правил тонировки.
В июне 2023 года депутат Ярослав Нилов предложил отменить штрафы за тонировку всех стёкол, кроме лобового, однако правительство не поддержало инициативу. После отказа автор подготовил новый проект, предусматривающий более мягкие нормы светопропускания.
В начале 2024 года экспертный совет Госдумы предложил не штрафовать нанесение прозрачной плёнки, если она не снижает светопропускание ниже 70%. Разработчики идеи поясняют, что сначала необходимо собрать мнения ведомств, а изменять КоАП будут только после дополнительных обсуждений.
Сравнивая действующие требования и обсуждаемые предложения, можно выделить ряд отличий. От нынешних водители ожидают строгой фиксации светопропускания, а любое отклонение от нормы приводит к штрафу. Если инициативы экспертов будут приняты, ограничения могут стать мягче, что позволит пользоваться современными плёнками без риска получить штраф.
Существующие нормы строже и ориентируются на максимальную безопасность, обеспечивая водителю достаточную обзорность. Инициативы касаются лишь уточнения допускаемых плёнок, но при этом не отменяют общего требования о 70% светопропускаемости.
Строгие нормы тонировки в России имеют как положительные стороны, так и недостатки.
Преимущества заключаются в следующем:
Недостатки также очевидны:
Чтобы избежать штрафов в 2026 году, важно заранее учесть ряд рекомендаций.
Используйте плёнки, соответствующие нормативам: показатель светопропускания обязательно должен быть указан производителем.
Проверяйте состояние стёкол регулярно, особенно перед прохождением техосмотра или дальней поездкой.
Сохраняйте документы на установку сертифицированной плёнки — это может помочь в спорной ситуации.
При остановке сотрудником ГАИ ведите себя корректно и не пытайтесь спорить до измерения — это снизит риск дополнительных санкций.
Если инспектор выписал требование, выполните его в срок, чтобы избежать серьёзных последствий по ст.19.3 КоАП РФ.
Штраф составляет 500 рублей по ч.3.1 ст.12.5 КоАП РФ. Он единый для всех регионов и типов транспортных средств.
Нет. Штраф назначается за факт нарушения, который уже зафиксирован. Снятие плёнки не отменяет постановления.
Если водитель игнорирует требование сотрудников ГАИ устранить нарушение, возможно наказание по ч.1 ст.19.3 КоАП РФ: штраф до 4000 рублей, арест до 15 суток или обязательные работы.
Да. Жалоба подаётся в течение 10 дней начальнику подразделения или в суд. Однако судебная практика не всегда благоприятна для водителей.
Пока инициативы о смягчении норм находятся на стадии обсуждения. В ближайшее время изменений в КоАП не ожидается.