Бензиновый мотор превратили в генератор водорода: Mazda показала невозможное

3:19

Mazda снова доказала, что умеет удивлять автомобильный мир. Компания запатентовала двигатель, который, работая на бензине, умеет самостоятельно производить водород и выделять чистый углерод в виде порошка. Идея звучит фантастически: мотор получает топливо и энергию, а водитель — побочный продукт, который можно использовать или даже продать. Но насколько всё это реально?

В чем суть 6-тактного двигателя Mazda

Классический двигатель внутреннего сгорания работает в 4 такта: впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск. В новом патенте Mazda добавились ещё два этапа.

  • На четвёртом такте часть отработанных газов направляется не в выхлоп, а в риформер — специальный узел, где при высокой температуре впрыскивается бензин и разлагается на водород и углеродный порошок.

  • На пятом и шестом тактах происходит обратное расширение и выпуск.

Таким образом, мотор сам себе создаёт водородное топливо, которое затем используется в работе.

Зачем это нужно

Главная идея — обойти проблему хранения водорода. Его крайне сложно перевозить и держать в баках из-за высокого давления и утечек. В схеме Mazda водород производится прямо в процессе езды, и хранить его не требуется.

При этом вместо углекислого газа в атмосферу попадает твёрдый углерод, который можно собрать в отдельный бачок. Теоретически его можно сдавать на переработку: использовать в металлургии, при производстве шин или пигментов.

Где подвох

Сама концепция впечатляет, но у неё множество минусов:

  • мотор получится слишком сложным по устройству — дополнительный клапан, второй контур выпуска, риформер;

  • непонятно, выдержат ли детали постоянную работу с раскалёнными газами;

  • экономичность под вопросом — по подсчётам CarBuzz, запас хода на баке бензина будет примерно в два раза меньше, чем у обычного двигателя.

И есть ещё практическая проблема: из каждого бака бензина придётся выгружать до 35 кг углеродного порошка. Автосервисам явно придётся готовить новые правила приёма такого "топлива".

Плюсы и минусы идеи

Плюсы Минусы
Производство водорода прямо в моторе Сложная и дорогая конструкция
Нет выбросов CO₂, только твёрдый углерод Низкая эффективность по сравнению с ДВС
Углерод можно использовать повторно Придётся регулярно выгружать десятки кг порошка

А что, если бензиновый мотор станет фабрикой по выпуску водорода

А что, если Mazda действительно доведёт идею до серийной модели? Мы можем получить первый в истории двигатель, который совмещает принципы классического ДВС и водородной энергетики. Но пока это скорее инженерный эксперимент, чем готовая технология.

Три факта напоследок

  1. Один литр бензина содержит около 700 г углерода.

  2. На баке в 50 литров получится примерно 35 кг углеродного порошка.

  3. Mazda уже много лет экспериментирует с нестандартными ДВС — от роторных Ванкеля до бензиновых с воспламенением от сжатия.

Автор Ольга Сакиулова
Ольга Сакиулова — внештатный корреспондент новостной службы Правда.Ру
Редактор Вероника Эйнуллаева
Вероника Эйнуллаева — журналист, выпускающий редактор Правды.Ру