Вербное воскресение: пять дней до казни

Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресение — так называется первый день Страстной седмицы. Христос идет в Иерусалим на "вольную страсть", то есть на добровольную казнь. Но начинается этот путь празднично — в столицу Он въезжает как царь Израилев, а встречает Его ликующая толпа. Кто поверит, что до Голгофы осталось всего лишь пять дней?…

Вербное воскресение — такое название носит праздник Входа Господня в Иерусалим на Руси. А мог бы быть "березовым", "дубовым" или любым другим… но только верба расцветает в наших краях к этому дню. Там, где теплее, воскресение называется не Вербным, а Пальмовым, и это куда ближе к истине — именно пальмовые ветви держали в знак приветствия люди, встречавшие Христа в Иерусалиме. А нам остается взять вербу и пойти в храм, чтобы почтить первый день Страстной седмицы.

В православном календаре немало дат, которые по традиции называются праздниками, хотя, с обычной человеческой точки зрения, веселого и радостного в них немного. Из числа таких, например, Успение Пресвятой Богородицы или усекновение главы Иоанна Предтечи. Пожалуй, таким же "непраздничным праздником" можно назвать и день, когда все кричало о земном торжестве Иисуса Христа. В Иерусалиме Его встречали как властителя, да Он и въезжал туда, как царь — согласно пророчеству, сидя на молодом осле. И встречавшие Его вопили "осанна, царь Израилев!" и устилали Его дорогу своими одеждами.

Странный праздник, и странно в нем место христианина — одновременно в радостной толпе, с ветвями и осаннами встречающей Мессию — и следом за Ним, молча — потому что провожание на смерть.

Когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.

Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.

Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.

Читайте также: Лазарева суббота — "репетиция" Пасхи

Со стороны могло показаться, что Христос наконец-то согласился на то, от чего отказывался давно и упорно. "Сделать из Него царя" пытались практически все годы Его служения, но Иисус постоянно уклонялся от этой "чести", чем немало выводил из себя зилотов — революционеров-националистов того времени. Они хотели, чтобы Христос стал знаменем борьбы против римской оккупации. Порабощенные евреи были уверены, что Мессия обязан освободить их из-под чужеземной власти ивручить им бразды правления всеми народами. Им и в голову не могло прийти, что на самом деле Спасителя ждет не славный царский, а крестный путь.

Однако, сам Иисус, конечно, знал, что идет в город, чьи властители Его ненавидят и ищут, как бы погубить. После совершенного накануне воскрешения Лазаря иудейские первосвященники и саддукеи вознегодовали на Христа с новой, неслыханной силой. Тесно связанные с римской властью, они хорошо понимали, что волнующийся народ, пораженный чудом, готов устроить переворот, если только Иисус скажет им слово. Торжественный въезд Христа в Иерусалим был настоящим вызовом, а когда первосвященники и книжники попытались Его пристыдить и урезонить, то получили от Христа резкий ответ.

Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?

Отповедь первосвященникам и книжникам была не единственным дерзким поступком вошедшего в Иерусалим Христа. Именно сегодня, в день своего царского въезда, Он выгнал из храма торговцев, бичом погнав из Дома Божьего менял и продавцов голубей.

И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

Надо отметить, что этим поступком Христос еще сильнее восстанавливал против себя иудейские власти. Дело в том, что торговля под сводами храма "крышевалась" тестем тогдашнего главного первосвященника Каиафы — Анной (или, в другой транскрипции, Хананом). Понятно, что любви и уважения к Иисусу в глазах властей такой поступок не добавил, зато разжег в первосвященниках понятную и банальную ярость обиженных собственников.

День входа в Иерусалим — это поистине день демонстративного сжигания всех мостов. Только одни видели в этом наконец-то проявленное желание Христа принять израильскую корону, другие — открытое восстание против законных властей. И только сам Иисус (и в какой-то мере — Его апостолы) знали, что времени до развязки остается совсем немного, и нужно успеть как можно больше.

В словах Христа, обращенных к ученикам и к собравшемуся чествовать Его народу звучит глубокое внутреннее напряжение, и нет ни тени торжества или самодовольства победителя. Пришел час прославиться Сыну Человеческому, — приводит слова Христа евангелист Иоанн. - Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.

День, наполненный громкими и яркими событиями завершится неожиданно скромно — после недолгого разговора с людьми, вновь и вновь пытающими Христа вопросом кто Он? Иисус удаляется из Иерусалима и уходит в Вифанию, в дом Марфы, Марии и Лазаря. У Него осталось всего несколько спокойных ночей, которые Он желает провести в кругу близких друзей и учеников.

Читайте самое интересное в рубрике "Религия"

Не забывайте присоединяться к Pravda.Ru во ВКонтакте, Telegram, Одноклассниках, Google+, Facebook, Twitter. Установи "Правду.Ру" на главную страницу "Яндекса". Мы рады новым друзьям!

Комментарии
Боевая подводная лодка "Сан-Хуан" пропала у берегов Аргентины
Исламисты захватили оружие, поставленное Россией сирийским военным
Уфолог разгадал план КНДР — взорвать США через вулкан
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Будапешт жестко потребовал автономии для венгров на Украине
Сестры из США, предсказавшие 11 сентября, дали прогноз на 2018 год
Коммунисты пообещали Путину страшную судьбу Каддафи
Как воевать с "Черными дроздами"
Будапешт жестко потребовал автономии для венгров на Украине
В Испании не видят повода для проблем с Москвой после нападок на Россию
Будапешт жестко потребовал автономии для венгров на Украине
В Испании не видят повода для проблем с Москвой после нападок на Россию
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Сестры из США, предсказавшие 11 сентября, дали прогноз на 2018 год
Разведка США начала расследование по Путину
ООН приняла резолюцию против Крыма. Что теперь будет?
Кредиту рад. Полезные советы
Минобороны РФ уволит со службы толстых военных
Коммунисты пообещали Путину страшную судьбу Каддафи