"Шлем-скунс" позаботится о спортсменах и строителях

211625.jpegНемецкие специалисты разработали оригинальный метод контроля состояния велосипедных и мотоциклетных шлемов, а также строительных касок. Когда возникает необходимость замены, например, при появлении трещин, изделие начинает испускать резкий запах, причем тем интенсивнее, чем серьезнее повреждение материала. Такой сигнал трудно будет проигнорировать.

Основная цель защитных велосипедных шлемов — уберечь голову спортсмена. Но справиться с такой ответственной задачей способно только изделие, структура которого абсолютно безукоризненна.

В отсутствие надежного способа выявления такого рода повреждений велосипедистам рекомендуют менять шлемы как можно чаще — буквально после каждого значительного удара. С одной стороны, это может привести к ненужным тратам, если шлем на самом деле остался цел и невредим. А с другой, слишком "экономные" спортсмены могут использовать шлем с микротрещинами, не зная об их существовании — до следующего инцидента. И тогда последствия могут оказаться печальными…

Профессионалы относятся к состоянию своих шлемов все-таки с большей ответственностью, а вот о велосипедистах-любителях зачастую такого не скажешь. Многие считают нецелесообразным выбрасывать "почти новый" шлем после каждого падения. Между тем, невидимые глазу дефекты рано или поздно могут привести к потере прочности, а следовательно, и защитных свойств изделия.

Читайте также: Осторожно — автохакинг!

Где же выход? Желательно, чтобы поврежденный шлем, уже неспособный выполнять свои функции, тут же отправлялся в корзину. Выходит, его необходимо как-то "научить" предупреждать о такой необходимости своего владельца. И добиться этого, наконец, удалось немецким ученым. Вскоре можно будет мгновенно узнавать о степени пригодности шлема благодаря разработке специалистов из Института механики материалов Фраунгофера (Fraunhofer IWM).

Когда возникнет необходимость замены, изделие само подаст сигнал, который трудно будет проигнорировать. При появлении в шлеме трещинок он начнет испускать резкий запах, интенсивность которого должна быть пропорциональна степени повреждения материала.

Как пояснили специалисты, механизм, который, по их мнению, поможет велосипедистам распознать состояние их шлема, заключается в следующем. В процессе производства материала, из которого изготавливается изделие, в связки капсул диаметром 10-50 микрометров заключается пахучее масло. Их ядро покрывает слой специальной смолы. Внутри каждой капсулы находится пористая сердцевина из оксида кремния, абсорбирующая ароматическое вещество.

Читайте также: Мобильные "доносчики"

211624.jpegКапсулы добавляются в полимер в процессе горячего литья готового изделия. При возникновении в пластике даже мелкой трещины они ломаются и выпускают наружу пахучий компонент.

Изобретатели проверили новую технологию на нескольких видах пластмассы. Они подтверждают, что темп выпуска запаха можно настроить так, чтобы он начинал распространяться задолго до возникновения критических повреждений.

Данная технология применима также и для других изделий, в которых присутствуют полимерные детали, поврежденность которых нелегко определить. И это не только велосипедные, мотоциклетные шлемы и строительные каски. Немецкие ученые отмечают, что их разработка пригодится еще и для контроля состояния полимерных труб и шлангов, работающих под давлением.

Читайте также в рубрике "Наука и техника"

Автор Вячеслав Локацкий
Вячеслав Локацкий — журналист, редактор рубрики "Наука" Правды.Ру
Обсудить