Что стоит за "Методом умного запуска", который помогает продавать одежду с минимальным процентом возвратов, и как одна женщина построила на этом бизнес, вошедший в топ-1% на Озон.
Спрос на онлайн‑покупки продолжает стремительно расти. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем российского рынка e-commerce в 2024 году превысил 10 трлн рублей, увеличившись более чем на 30 % по сравнению с 2023. При этом за 2024 год россияне оформили более 6,8 миллиарда заказов в интернете. Вместе с ростом популярности онлайн-шоппинга, растет и конкуренция между продавцами. О том, на что идут предприниматели, чтобы покупатели их заметили, мы поговорили с Олесей Каряка, экспертом в области fashion e-commerce и основательницей брендов женской одежды. Она является автором техники запуска товаров "Метод умного запуска" и лауреатом престижных премий: Best Business Awards 2023 в номинации "Лучший предприниматель в сфере e-commerce" и International Award "Alliance Top Award 2024” в номинации E-commerce Leader.
Сегодня, чтобы построить успешный бренд одежды на маркетплейсе, недостаточно просто быть хорошим дизайнером. Важно уметь работать с контентом и понимать поведение покупателей. Проблема в том, что часто при запуске бизнеса по продаже одежды в онлайн, предприниматели полагаются на собственный вкус, на модные тренды из социальных сетей или на советы поставщиков. В результате на рынок выходит продукт, который кажется перспективным, но не нравится аудитории. Такие ошибки стоят дорого.
Олеся рассказала, что именно это и привело ее к созданию собственной методики, которую она назвала "Метод умного запуска". Это система, которая основана на трех ключевых пунктах: точный расчет, сравнительное тестирование и применение нейросетей.
Технология Олеси помогла решить проблему, с которой ранее сталкивались тысячи предпринимателей в фэшн-сегменте — запуск товара вслепую. Метод позволил предпринимательнице построить бизнес, входящий сегодня в топ 1% поставщиков Озон в категории женской одежды, такой как леггинсы, джинсы, шорты и брюки.
В то же время талантливая предпринимательница решила и другую, ничуть не менее важную проблему самих покупательниц. А именно — неудовлетворенность одеждой, купленной онлайн. Женщины во время такого шопинга часто сталкиваются с ситуацией, когда на фото вещи выглядят идеально, но совершенно не садятся по фигуре в реальности. По статистике, более 70 % возвратов в e‑commerce связаны именно с неправильной посадкой, о чем свидетельствуют исследования McKinsey.
Олеся, используя свою методику, начала создавать изделия, которые отвечают реальным потребностям женщин. Она разработала удобные швы, подобрала необходимую ткань, в общем, продумала каждую деталь своей продукции. В результате ее одежда прочно обосновалась в дамских гардеробах. Таким образом, Олеся закрыла одну из главных болей покупательниц в данном сегменте.
Начав с одного ИП, сегодня она уже развивает два самостоятельных бренда, каждый из которых нашел свою аудиторию и уверенно держится на рынке.
В 2024 году она вошла в состав жюри международной премии Successful Ladies Awards, где оценивала проекты и бизнесы женщин со всего мира. Кстати, это было не единственное судейство Олеси за прошлый год. Ее также пригласили в жюри престижной премии "Выбор потребителей", в рамках которой она оценивала конкурсантов по ключевым критериям: качество продукции, уровень сервиса и инновационность подходов в бизнесе.
Многие эксперты в индустрии уверены, что данная методика может стать новым ориентиром для всего фэшн-сегмента на маркетплейсах. Например, e-commerce аналитик Андрей А. считает, что именно такой подход помогает предпринимателям запускать товары в разы быстрее конкурентов, и при этом расти без потери качества. "Когда продавец сразу видит, какой товар и почему лучше продается, то он экономит время и деньги. В этом и есть сила данной системы", — отметил он.
Для экономики развитие маркетплейсов и заинтересованность в этом продавцов тоже стали несомненным плюсом. Маркетплейсы дали малому бизнесу мощный толчок к развитию. Как говорит сама Олеся Каряка, сегодня любой предприниматель может начать буквально с одной модели и вырасти до собственного бренда.