Сегодня облачные технологии перестали быть просто трендом — они стали основой цифровой трансформации и одним из ключевых факторов национальной технологической устойчивости.
За внедрением таких решений стоят не только компании, но и конкретные люди. Один из них — Дмитрий Карасев, специалист с более чем двадцатилетним опытом в сфере ИТ, инженер, архитектурный стратег и продуктовый лидер. Он не только возглавлял инфраструктурные проекты на государственном уровне, но и реализовывал масштабные продуктовые трансформации в международной технологической компании Kaspersky.
В этом материале — о практиках и решениях, с помощью которых Дмитрий формирует цифровую инфраструктуру для целых экосистем.
В условиях, когда темп технологических изменений всё выше, эксперту важно не просто "держать руку на пульсе", а уметь быстро адаптировать знания в продуктах и архитектуре.
"Важно не просто знать, что появилось новое. Важно понять, как это влияет на реальные проекты, на экономику, на безопасность. Я постоянно обсуждаю кейсы с коллегами, а потом переношу эти идеи в рабочие группы, где мы адаптируем подходы под свои потребности", — говорит он.
Например, один из последних внутренних тренингов, проведённых под его руководством в Kaspersky, был посвящён автоматизации контроля за расходами на облако. Это решение позволило в перспективе сократить бюджет на облачные ресурсы более чем на 20%.
В рамках работы в группе компаний "Ростелеком-ЦОД" Дмитрий принял участие в одном из самых знаковых инфраструктурных проектов последних лет — создании ГЕОП (Государственной Единой Облачной Платформы). Проект был инициирован Минцифры РФ для стандартизации и консолидации ИТ-среды органов государственной власти. Ростелеком выступал и сейчас выступает исполнителем по этому проекту, разрабатывая, изменяя и сопровождая инфраструктуру для ГЕОП.
С 2018-го по 2020 год Дмитрий выступал в роли архитектора решений для первой очереди проекта, разрабатывая спецификации услуг, архитектурные схемы, экономические модели и план перехода. Затем, в рамках рабочей группы, он предложил применить новую концепцию Community Cloud — подход, позволяющий гибко распределять ресурсы внутри одной платформы между разными государственными заказчиками без потери в безопасности.
Результаты впечатляют.
"Раньше каждое ведомство закупало серверы, строило свою инфраструктуру. Мы предложили модель, где ресурсы выделяются как услуга с предсказуемой стоимостью. Это снижает расходы, ускоряет запуск и усиливает безопасность. Вы скажете, что это все уже есть у других облачных провайдеров, но давайте не забывать, что в случае с ГЕОП мы имеем дело с 17 и 21 приказами ФСТЭК. На момент запуска инфраструктуры для ГЕОП, ни один провайдер в России не предоставлял данный уровень защищенности", — отмечает Дмитрий.
Прежде чем реализовывать идеи Community Cloud на таком сложном и ответственном проекте как ГЕОП, эта концепция и подходы была отработана при создании собственного облака Ростелеком. В связи с особенностями подхода, его назвали Частные облака Ростелеком. Это сертифицированная облачная платформа для клиентов с особыми требованиями по безопасности. Дмитрий не только выступил архитектором решения, но и защитил инвестиции, сформировал команду и стал CPO продукта.
Итоги:
Также под его руководством был инициирован проект "Цифровая среда" — виртуализированная экосистема рабочих мест для сотрудников компаний и учреждений. Продукт позволял объединять оборудование, ПО, облачные сервисы и защиту в одном предложении.
В базовом приближении продукт представлял из себя отечественное цифровое рабочее место по подписке. Но это не какой-то ПАК (или АПК), или корректнее сказать — не только и не столько ПАК/АПК, сколько совокупность сервисов, идущих в комплекте с ПАК. Цифровое рабочее место состояло из следующих компонентов:
Но в чём была инновационность продукта? В чём заключалась уникальность данного торгового предложения? А в том, что всё вышеперечисленное — это была 1 (одна) услуга с ежемесячным платежом по пользователям. То есть — это была в целом подписка на ИТ. IT as a Service. От оборудования и смартфонов, до ПО и поддержки. Заказчикам услуги не требовался собственный отдел ИТ и своя инфраструктура для обеспечения базовых ИТ-сервисов, управления инфраструктурой и поддержки пользователей. Всё это предоставлялось в составе услуги.
И всё это:
С октября 2023 года Дмитрий возглавлял продуктовую линию Services & Education в Kaspersky. В его зоне ответственности:
Одним из первых решений стал пересмотр тарифной сетки MDR. Дмитрий провёл анализ модели, выявил, что существующие тиры не отражают ценности для клиента, и предложил новую сегментацию и цены. Проект завершился запуском новой тарифной политики сервиса.
Результаты:
Другой пример — перезапуск KASAP: позиционирование было обновлено, продажи в сегменте SMB выросли на 78% за 5 месяцев.
"Сервис — это не только технология. Это ещё и правильно выстроенный подход к клиенту, тарифу, каналу продаж. Важно уметь соединить всё это в продукт", — говорит Дмитрий.
Дмитрий- сторонник гибкого, но прагматичного подхода к мультиоблачным архитектурам. Он отмечает, что во многих случаях мультиоблачность — это следствие, а не стратегия. Например, после слияний или в случае автономии региональных подразделений.
В своей практике он использует инструменты абстракции и управления, которые позволяют стандартизировать процессы между AWS, Azure, и локальными платформами. Однако он предостерегает от "тотальной унификации", когда это приводит к потере нативных возможностей облаков и росту затрат на DevOps.
Проекты, которыми руководил Дмитрий Карасев, стали источником новых подходов на рынке. Архитектура Community Cloud была воспроизведена конкурентами — T1, Cloud. ru, VK Cloud и является сейчас стандартом на рынке. Его решения внедряются не только в компаниях, где он работал, но и задают ориентиры для индустрии.
Облачные технологии требуют не просто технического знания. Они требуют способности мыслить стратегически, адаптировать архитектуру под регуляторные ограничения и трансформировать её в работающий продукт. Дмитрий Карасев — именно такой специалист. Он умеет не только строить инфраструктуру, но и превращать её в источник экономического роста и операционной устойчивости. Его вклад подтверждён выручкой, метриками, доверенными проектами государственного масштаба.
"Облако — это не цель. Это инструмент, чтобы расти быстрее, защищеннее и гибче. Переход на Облако должен давать компании новые возможности для развития бизнеса иначе он не имеет смысла", — резюмирует он.