Владимир Осипов: объем решений с применением AI в банковской сфере будет неуклонно расти

9:08

На VIII конференции "Цифровая индустрия промышленной России" подвели итоги деловой премии СIPR Digital-2023, присуждаемой за лучшие российские разработки в области цифровых технологий. Награду получили авторы 16 актуальных и востребованных в применении продуктов. Лучшим финтех проектом страны стало AI-решение для сопровождения договоров CheckON.

Конференция "Цифровая индустрия промышленной России" — представительное деловое мероприятие, входящее в пятерку крупнейших в области цифровой экономики в России. Со всей страны на форум съехались более 7 000 человек — представители органов государственной власти и бизнеса. Участникам конференции, представляющим сообщество профессионалов в области информационных технологий, предстояло сформировать шорт-лист премии CIPR Digital из более чем 9000 поданных заявок по 16 номинациям. Эта премия была организована для популяризации российских проектов и разработок в области цифровой трансформации экономики. Решающий выбор из пяти финалистов в каждой номинации был за членами жюри. В него вошли независимые и компетентные отраслевые эксперты, в числе которых

  • директор Национального центра развития искусственного интеллекта при Правительстве России Сергей Наквасин,
  • заместитель министра энергетики Российской Федерации Эдуард Шереметцев,
  • коммерческий директор "Русатом-Цифровые решения", РОСАТОМ Михаил Ерофеев

и другие.

В первый день конференции на торжественной церемонии были названы 16 проектов-победителей. Среди них оказались и разработки, связанные с внедрением искусственного интеллекта — одной из самых обсуждаемых в последние годы технологий. Так "Лучшим финтех проектом" по решению экспертного жюри стало AI-решение для сопровождения договоров CheckON.

О том, как оно меняет работу с документами и каковы перспективы у алгоритмов машинного обучения в банковском секторе мы поговорили с идейным вдохновителем проекта, проектным менеджером, входящим в топ digital-экспертов страны Владимиром Осиповым.

— Владимир, вы занимаетесь автоматизацией процессов снабжения в банковской сфере более 10 лет. В прошлом году вы запустили уникальный проект оптимизации процесса сопровождения хозяйственных договоров, позволяющий сократить затраты по некоторым этапам процесса до 90 %. Как внедрение AI меняет работу с документами?

— Системы распознавания текста в банковской сфере существуют несколько десятков лет. Основной технологией долгие годы была OCR (Optical character recognition — оптическое распознавание символов — прим. ред.). Она преобразовывала содержимое сохраненных в виде изображений документов в текст, делая его доступным для распознавания машиной. И только в таком виде его можно было редактировать, искать по запросу и использовать данные при автоматической обработке.

Искусственный интеллект пришел к ней на помощь сравнительно недавно и сделал то, о чем раньше и речи не шло. Применение технологии машинного обучения совместно с OCR позволило не только извлекать текст из документа, но и анализировать его. То есть стало возможным распознавать вид документа, отличая типы документов — договор от акта или накладной и данные в документах. А значит, появилась возможность двигаться дальше и подключать новые решения, основанные на анализе уже полученной информации.

— На премию CIPR Digital вы заявили разработку этого года — проект CheckON. Члены жюри в числе которых был и представитель главной платформы взаимодействия бизнеса и государства по развитию цифровой экономики в России, отметили его актуальность, возможность масштабирования, легкость в управлении и востребованность, и признали лучшим финтех-проектом страны. Премию вручил Губернатор Нижегородской области. Как именно работает CheckON и как проявил себя в деле?

— CheckON — продукт сопровождения договоров на базе искусственного интеллекта. Он не только распознает документы, но и выделяет ключевую информацию, которая необходима для принятия решения об оплате. Этот инновационный инструмент подсвечивает несоответствия в договоре, обращает внимание на нетипичные места и предлагает пользователю работать только с отклонениями, не тратя время на изучение всего документа. В результате работать с документами могут даже непрофильные специалисты. Это сокращает время на проверку документов перед оплатой, снижает операционные риски, помогает защищаться от действий мошенников. И он сохраняет самое ценное — время, на проверку документа его уходит на 70 % меньше. Ведь теперь не надо читать и проверять каждый пункт договора — все делает машина. А теперь представьте, что это значит для банковской системы, где по стране обрабатываются и направляются на оплату тысячи договоров!

Использование моделей AI позволило извлечь из документов большое количество информации в структурированном виде, которая будет использоваться в дальнейшем для построения алгоритмов автоматизации рутинных ручных операций, автоматизации контроля и снижения операционных рисков, построения статистики и прогнозов. Это то, чем хорош AI. Он избавляет от рутинных дел, оставляя нам время для творчества.

— Мы живем в период быстрого развития технологий. AI хорошо обучается. Продолжится ли работа над развитием CheckON, и как принимаются решения о том, каким он будет?

— В нашем банке широко используется методология agile, когда команда продукта и представители заказчика регулярно обсуждают промежуточные результаты, вносят корректировки при необходимости, достигая единого понимания образа продукта. Это очень гибкая система взаимоотношений. Поэтому компания продолжает работать над улучшением CheckON со своей продуктовой командой — это бизнес эксперты, специалисты по Data Science, аналитики и разработчики.

— Ваш предыдущий проект оптимизации, основанный на электронном взаимодействии с поставщиками, повлиял на рост цифровизации в стране. Вы перевели больше 60 тысяч поставщиков на электронный документооборот и в итоге сэкономили несколько десятков миллионов рублей. Но далеко не все компании торопятся внедрять подобные автоматизированные системы. Наступит ли всеобщая цифровизация сферы?

— Руководителю предприятия, банка, производства нужно принять тот факт, что автоматизация и цифровизация бизнеса — неизбежность. И если сейчас еще можно работать по старым схемам, то со временем при таком подходе они будут проигрывать конкурентам в качестве и скорости. Да, необходимо вложить деньги, но это — инвестиция, которая окупится. Причем довольно быстро. Внедрение системы электронного документооборота по моему проекту в нашем банке заняло два года. И затраты окупились за 1,5 года. При этом мы, показывая свои новые возможности, подаем примером для всех. Сейчас активно ведется подготовка специалистов в IT-отрасли, эта задача, решаемая на государственном уровне. Это огромный рынок труда, и будет расти число специалистов, умеющих создавать и развивать проекты с применением алгоритмов машинного обучения. Так что объем автоматизированных процессов с применением AI в банковской сфере будет неуклонно расти — это новый уровень сотрудничества, которому нужно будет соответствовать, если хочешь быть серьезным игроком на рынке.

— Владимир, вы входите в топ digital-экспертов страны. На ваш взгляд, насколько широкое поле для работы у AI в банковской сфере?

— У него большое будущее. Сейчас мы только на старте, и пока AI помогает решать исключительно рутинные, узкие задачи. Но даже при этом он уже показывает свою эффективность: увеличение скорости обработки документов и заявок клиентов, чат-боты и колл-центры, оптимизация графиков работы и географии открытия новых филиалов, предотвращение мошеннических действий. То есть сейчас AI применяют в текущей работе. В будущем он будет помогать еще больше персонализировать обслуживание, предвосхищать желания клиентов, управлять процессами. В этом направлении уже много решений и сегодня, но расцвет этой технологии еще впереди.

Автор Александр Приходько
Александр Приходько — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Редактор Елена Тимошкина
Елена Тимошкина — шеф-редактор Правды.Ру *
Обсудить