Европа не скоро избавится от "газового ига" России

Европа соберет газа с мира по нитке?

Евросоюз, который десятки лет посвятил поиску источников энергии, альтернативных российскому газу, кажется, близок к цели. Запуск азербайджанского газа по Трансадриатическому трубопроводу ожидается в 2020 году. Учитывая опасения, связанные с украинской трубой, это было бы очень кстати. Готова ли Россия в перестановке сил на энергетическом рынке?

В преддверии переворота на Украине из-за рубежа часто звучали упреки в сторону руководства России (экономического в частности), которое подсадило экономику страны на прибыль от энергетического сектора, фактически сделав его единственным источником дохода для бюджета. Этот же вопрос постоянно поднимался и российскими экономистами. Сейчас ситуация кардинально меняется, правительство начинает прозревать, что разговоры-то были не пустые. Дабы окончательно напугать Россию, европейские СМИ обнаруживают все новые (или давно забытые старые) идеи, как ослабить энергетическую мощь нашей страны и тем самым усилить давление на отечественную экономику.

Одной из старых идей избавления от артерии "Газпрома" является запуск газа из месторождения Шах-Дениз по Трансадриатическому газопроводу TAP через Северную Грецию и Албанию на юг Италии, где будет происходить стыковка трубопровода с сетью газоснабжения. Строительство этой южноевропейской трубы оказалось под угрозой после выхода из проекта немецкого концерна E-on и французской компании Total, что привело к проблемам с финансированием. Однако накануне появилась информация о появлении нового инвестора, полностью выкупившего долю E-on в проекте TAP. Им оказалась компания Enagas — один из крупнейших поставщиков газа Испании. Европейцев эта новость крайне оживила и обнадежила: избавление от российского "газового ига" и пресловутой украинской трубы совсем близко. Так ли это, корреспонденту Pravda.Ru ответили эксперты.

"В прошлом году, насколько я помню, Россия поставила через Украину в Европу около 83-85 миллиардов кубических метров газа. А всего в Европу — 167 миллиардов кубических метров. Примерно на ЕС идет 50 процентов российского газа транзитом через Украину. Если говорить, например, о прошлом годе, то зависимость от транзита газа, который Россия поставляла через Украину в ЕС, была больше. Где-то 70 процентов газа, который поставляли в ЕС, шел транзитом через Украину, а остальной газ шел через Белоруссию и другими маршрутами. Так что сейчас им удалось снизить транзитную зависимость от Украины, но пока не очень сильно удается снизить зависимость ЕС от России. Хотя эта идея у них присутствует давно и они у себя проводят политику энергосбережения, развивают альтернативные источники энергии и пытаются наладить импорт газа из других регионов, не России. Но это Африка. Потом, ЕС получает газ из Норвегии, которая не является членом ЕС, хотя она рядом находится", — поделился с Pravda.Ru своим мнением заведующий сектором экономической политики Института экономики РАН, член-корреспондент РАН, доктор экономических наук Владимир Волошин, подчеркнувший, что переориентировка с России на других поставщиков требует времени и капиталовложений, что невыгодно европейцам.

Что касается газопровода TAP, то эксперт уверен, что это серьезный конкурент российскому "газовому гиганту", который позволит выйти на рынок ЕС таким игрокам газового рынка, как Туркмения и Пакистан. Это может серьезно повлиять на политику монополизма, установленную "Газпромом" в Европе. Впрочем, такой поворот для руководства "Газпрома" не новость, а скорее ожидаемые события.

"Каждая страна хочет укрепить свои конкурентные позиции, и это вполне понятно, и для этого они предпринимают усилия, — замечает Владимир Волошин. — Я думаю, что газопровода "Южный поток", 63 миллиардов кубических метров, вполне достаточно для того, чтобы обеспечить юго-восточную часть Европы и страны, которые находятся на границе с бывшим Советским Союзом и которые в значительной степени зависят от поставок газа. Например, Болгария где-то на 90 процентов зависит от поставок газа. Так что мы знаем об этих вещах. А самое главное, наша политика связана не только с ЕС, а также нацелена на Восток, об этом говорит договор, который был в мае подписан, о сотрудничестве с Китаем, о строительстве газопровода "Сила Сибири". Там 38 миллиардов кубических метров в год, это в течение 30 лет больше триллиона миллиардов кубических метров на этот срок. Так что мы понимаем, что нам надо, если мы хотим укреплять конкурентные позиции в газовом секторе, надо развивать не только западный, но и восточный вектор сотрудничества и предпринимать для этого усилия. И в ЕС, и в Евразии тоже решается вопрос. Так что тут все под контролем".

"Переключение на азиатскую часть света совершенно не означает отказа от поставок газа в Европу, — заявляет, в свою очередь, независимый эксперт Николай Хренков, с которым побеседовал корреспондент Pravda.Ru. — Эта диверисификация поставок — совершенно нормальное явление для любой страны. При этом в Китай газ пойдет через Чаянгинское месторождение, которое никак с европейским рынком не связано. Сейчас, скорее всего, будет подписан договор, по которому газ пойдет из традиционных наших месторождений, из Западной Сибири. Это тоже не означает, что мы отказываемся от поставок в Европу. Нет, мы просто увеличиваем объем поставок, увеличиваем доходную базу российского бюджета тем самым, за счет увеличения поставок".

Впрочем, существует твердое понимание того, что окончательно избавиться от российского газа у Евросоюза не выйдет, по крайней мере в ближайшей перспективе. И не в последнюю очередь по той причине, что Россия показала себя как надежный поставщик, который вне зависимости даже от политической ситуации поставляет значительные объемы газа в Европу. И, по замечанию Николая Хренкова, Трансадриатический газопровод — это лишь небольшой дополнительный источник энергии. Мощности Трансадриатического газопровода, по которому будет поставляться газ из Азербайджана через Турцию, потом через Адриатическое море в Италию, составляют десять миллиардов кубометров газа. Европа потребляет от 450 до 500 в зависимости от того, спрос поднимается или падает. И из этих десяти миллиардов шесть миллиардов намерена забирать Турция, экономика которой в настоящее время интенсивно развивается и переходит на газ. А тем временем собственная добыча в Евросоюзе падает, в том числе и в Норвегии, которой принадлежит та самая компания Statoil, заключившая договор с Украиной.

"Падает добыча в Северном море, а потребности в газе, как в самом экологическом и эффективном топливе, возрастают, — замечает эксперт. — Газ, который СПГ, сжиженный, из Катара и из других государств, значительно дороже российского газа. Вот в чем дело. Поэтому у них 20 процентов терминалов только работают в полную мощь, остальные 80, по большому счету, простаивают. А российский газ, достаточно напомнить, что по итогам прошлого года мы вышли на рекордную сумму поставок, несмотря на все разговоры о какой-то независимости от России. Поэтому в ближайшей перспективе, в ближайшие десять, двадцать, тридцать даже, может быть, лет, отказа от российского газа просто не произойдет".

Тем не менее, сегодня хотелось бы не просто говорить о том, что спрос на российский газ будет стабилен, а сам "Газпром" будет продолжать умело маневрировать и подстраиваться под возрастающую конкуренцию на мировом энергетическом рынке. Сейчас, когда Россию пытаются изолировать с мировой арены, стало очевидно, что одним газом сыт не будешь, и поэтому сегодня гораздо более важным является вопрос переориентации экономики на производственный сектор. Как скоро российская экономика перестанет хромать на эту ногу?

"Конечно, надо развивать другие отрасли, кроме энергетики, и об этом говорится очень много, и имеются определенные сдвиги в этом направлении. Более того, я хочу сказать, и развитие энергетики положительным образом способствует развитию промышленных секторов нашей российской экономики. Достаточно сказать, что благодаря заказам "Газпрома" наши трубники научились делать трубы большого диаметра, которые раньше делать не умели. Научились делать газоперекачивающие агрегаты, научились новые различные технологии развивать. Так что вещи эти взаимосвязанные и нельзя противопоставлять — или только энергетический сектор, или только развитие промышленности. Или только Европа, или только Восточная Сибирь. Нет, это взаимосвязанные вещи. Они дополняют друг друга, а не противоречат друг другу", — считает Николай Хренков.

Читайте также:

Зимой голодные украинцы сметут власти Киева

Энергокомпании: инвентаризация перед приватизацией

Россия не борется с врагами — она их пожирает

Украина в роли содержанки у ЕС

Скважина в Арктике поглотит все санкции

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *
Обсудить