РФ и Куба: прощение долгов в обмен на базы?

Многомиллиардные долги Россия простила уже Ирану, Сирии, КНДР, Алжиру и многим другим странам Азии и Африки. Вот и сейчас Совет Федерации подписал документ о списании Кубе 90 процентов советской задолженности. Логично будет возмутиться - разве сейчас время прощения долгов, страна-то ведь явно не благоденствует. Для чего нужен этот жест доброй воли?

В связи с последними решениями Куба практически полностью освободилась от долга Советскому Союзу, приемником которого является Россия.  Решением наших чиновников Кубе прощено 31,7 миллиардов долларов, а оставшиеся 10 процентов от суммы долга, что составляет 3,5 миллиарда, кубинская сторона должна будет погасить в течение 10 лет равными полугодовыми платежами. Для этих целей Внешэкономбанк откроет специальный счет. Эксперты разводят руками - у России не было другого выхода с учетом слабо развитой экономики Кубы, которая ко всему прочему уже более полувека пребывает в состоянии экономической блокады со стороны США и  их союзников. Общий ущерб от американских санкций кубинской экономике составляет на сегодняшний день сотни миллиардов долларов, и страна до сих пор находится в условиях выживания. А посему на кубинцев и пенять как-то стыдно, пускай уж хоть со стороны России давление на них сократится.

Читайте также: Кубинская нефть краше советских долгов?

Впрочем совершенно очевидно, что у России есть собственные интересы на Кубе, и списание долгов имеет не одностороннюю, а двустороннюю выгоду. Как сообщалось ранее со ссылкой на высокопоставленных чиновников, россияне получают право "использования и развертывания определенной инфраструктуры" на острове. Какой именно, остается только догадываться. Как предположил портал Politonline, это могут быть военные объекты. Почему бы и нет, ведь прекращение военного сотрудничества Гаваны с другими странами является одним из условий США для прекращения экономической блокады, а на это условие Куба не соглашается уже десятки лет... 

Но, если оставить фантазии и догадки и руководствоваться фактами, то причина списания долга советской любимице проста - она его не выплатит ни в этом десятилетии, ни в этом веке, ни даже в следующем. Поэтому документ о списании многомиллионных долгов можно воспринимать просто как жест, формальность. То же самое можно сказать о прощении некоторой части долгов таким, прямо скажем, неблагополучным странам, как Танзания, Мали, Мадагаскар, Гвинея, Йемен, и прочие и прочие страны, где большая часть населения живет в самой настоящей нищете. 

"Просто эти страны - они изначально не могут эти деньги отдать, потому что у них их просто нет, - рассказал Pravda.Ru старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России Леонид Гусев. - Судя по тому, как развивается, особенно на Кубе, народное хозяйство, экономика там в аховом состоянии. Потому что за годы американской блокады у них не разрешалась ни поставка новых автомобилей, ни товаров другого типа. Раньше из Советского Союза мы им помогали, начиная со второй половины 60-х годов и до конца 80-х. Потом, в начале 90-х, это все было прервано, мы от Кубы вообще отвернулись, мы считали, что пусть сама живет, как хочет. Потом с "нулевых" годов постепенно мы начали возобновлять отношения. Но такой близости, как в советское время было, у нас, конечно же, нет. Сейчас, насколько можно судить, на Кубе в основном туристические наши проекты развиваются с ней. И, собственно говоря, получить с нее какие-то миллиарды долларов - это, конечно, совершенно невозможно".

Да и надо понимать, что в кубинской изоляции есть отчасти и наша доля вины, вернее нашего советского руководства. Ведь в немилость США Гавана попала в самый разгар холодной войны, когда имела неосторожность примкнуть к странам социалистического лагеря. И железный занавес упал на ее границу с подачи американцев как раз после того, как советское руководство решило тайком от американского руководства разместить на территории Кубы атомные ракеты.

"Поэтому, естественно, наши власти, списав эти долги, исходили из того, что ничего мы оттуда никогда не получим. Но все-таки такие, более-менее нормальные отношения пусть бы у нас с ними развивались в связи с тем, что сейчас, мягко скажем, охлаждение отношений с США, с рядом стран Западной Европы. Пора бы опять возобновить такую старую дружбу с Кубой. И это, наверное, неплохо", - считает Леонид Гусев.

Однако несостоятельность других стран, навстречу которым в разные времена шла Россия, вызывает сомнения. К примеру, в ноябре 2004 года были списаны 9,5-9,8 миллиардов долларов Ираку. При этом президент России Владимир Путин без лишней скромности заметил, что в этой связи интересы российских компаний отныне должны бы учитываться иракским руководством. И, по всей видимости, так оно и случилось, так как спустя четыре года Россия простила Ираку еще несколько миллиардов, таким образом, списав 93 процента долга.

Читайте также: Россия создает плацдарм в Латинской Америке

Нашла Москва общий язык и с Дамаском, которому в 2005 году было списано 9,782 миллиардов долларов из общей суммы в 13,4 миллиардов. В обмен на этот шаг сирийские власти обязались закупать продукты российского ВПК и провести модернизацию поставленной в советские времена бронетехники.

"У списания долгов есть две стороны, или даже три стороны, - рассказал Pravda.Ru заведующий кафедрой Центр комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Максим Братерский. - В середине 2000-х годов, когда мы сделали основную массу списания, даже тем странам, которые были неплатежеспособны, это было связано с тем, что мы присоединились к программам ООН, особенно к программам "большой восьмерки", в которой мы тогда состояли. И списание долгов бедным странам рассматривается, как один из важных аспектов помощи развитию. Тем самым в целом мы зарабатывали себе международный авторитет. Именно тогда мы списали более 40 миллиардов долларов разным странам.

Второе - это то, что большая часть долгов, которые висят на балансе России, вернуть никогда не получится, они невозвратные. Более того, в мировой практике, в международном праве никакого способа вернуть эти долги нет. Если компанию или частное лицо можно обанкротить, назначить конкурсного управляющего, еще что-то сделать, то с государственными долгами это сделать невозможно, потому что государство всегда сохраняет свой суверенитет, мирового правительства у нас нет, никто заставить заплатить не может".

Читайте также: Никарагуа - форпост России у границ США

И последний момент, по словам эксперта, как раз заключается в том, что Россия (а также другие страны-благодетели) предлагает должникам бартер. Списание долгов меняется на какие-то перспективные проекты или контракты. Так, например, произошло с Ливией, когда Россия закрыла глаза на более чем 7 миллиардов долларов долга в обмен на поставки оружия. При этом, заметьте, случилось это еще в 2001 году, когда ныне покойный ливийский президент Муаммар Каддафи, обладая немалыми нефтяными богатствами, предпочел не вернуть России должок, а пойти с ней на некую сделку, чтобы в выгодном положении оказались каждая из сторон. Так что прощение долгов в мировой практике дело привычное, а сделка - куда более приятное решение вопроса, нежели бесконечное ожидание платежа.  

Автор Мария Сныткова
Мария Сныткова — журналист, обозреватель, редактор экономического раздела Правды.Ру *