Малая авиация в зоне турбулентности

Росавиация предложила ужесточить санкции для частных пилотов самолетов малой авиации. Ведомство предлагает задерживать или изымать воздушные суда малой авиации в том случае, если они стали объектом или средством совершения правонарушения. Пилотам грозит увеличение штрафов и лишение прав. Взлета малой авиации в ближайшие годы не предвидится.

Норма о возможности изъятия воздушного судна заложена в статье 3.7 Кодекса об административных правонарушениях. Однако в отношении малой авиации ее не применяли, так как нет нормативной базы, которая должна регулировать этот процесс. Конфисковать судно можно по решению суда, но процедура не прописана в регулирующих документах. В случае нарушения правил безопасности ведомство предлагает лишать пилотов права управления самолетами. Также предлагается повысить штрафы за нарушение правил полетов и порядка использования воздушного пространств, сообщает о предложениях регулятора издание "Известия".

Если у летчика нет действующего свидетельства, или же документы не до конца оформлены, по логике Росавиации — должна следовать уголовная ответственность за пилотирование воздушных судов. Регулятор явно настроен усилить репрессивную часть законодательства в области управления малыми судами, хотя еще в ноябре помощник президента РФ Юрий Трутнев на профильном совещании оптимистично заявлял, что снять излишние административные ограничения и оптимизировать законодательство в области авиации общего назначения можно через год-полтора.

МЧС настаивает: по итогам прошлого года зафиксирован рост на 20% авиационных происшествий с малыми воздушными судами. В абсолютных цифрах все выглядит не так пугающе. За десять месяцев прошлого года зафиксировано 20 авиапроисшествий, в то время как в 2011 их насчитывалось 16. В отраслевом объединении малых авиаторов напоминают о том, что имеет место быть и увеличение числа воздушных судов и пилотов малой авиации, что отражается на статистике происшествий. Тем не менее, министерство на этот год прогнозирует увеличение числа чрезвычайных ситуаций в сфере малой авиации.

Читайте также: Санитарные "кукурузники" вернутся в небо

В России воздушное пространство было всегда крайне зарегулированным. На протяжении десятилетий это тормозит развитие малой частной авиации. Кроме того, существуют и серьезные сложности с регистрацией воздушных судов и получением документов о летной годности техники. В США существуют жесткие нормы подготовки пилотов, но правила передвижения малой авиации более демократичны.

Поэтому, несмотря на то, что США уступает РФ по площади территорий и в несколько раз превышает ее по уровню транспортной доступности, парк российской малой авиации почти в 22 раза меньше американского. Если говорить о судах региональной, малой и сверхмалой авиации разной принадлежности, то по России суммарно летает свыше 10 тысяч самолетов, против 224 тысяч в Соединенных Штатах. А если говорить строго о частных самолетах малой авиации — то у нас зарегистрировано всего 1815 частных воздушных судов.

Без малой авиации невозможно представить нормальное развитие такой огромной страны, как Россия. Железные и автодороги всюду не протянешь, да и нет в этом никакого экономического смысла. Но пока именно этот сектор сталкивается с наибольшими трудностями и препонами. Причем ограничивается именно частная инициатива и пилотирование.

Все это отражаются не только на экономике регионов, но и на большой гражданской авиации. Крупные компании столкнулись с дефицитом пилотов и планируется привлечение иностранных специалистов. Мощным кадровым резервом для отряда пилотов авиалайнеров могли быть коммерческие летчики малой и региональной авиации, где гражданские пилоты и должны набирать налет перед тем, как сесть за штурвал большого самолета.

Малая авиация, в том числе и частная, могла бы существенно расширить транспортную доступность удаленных от основных путей сообщений регионов. А также значительно улучшить логистику в северных регионах. А еще массовая малая авиация — это развитие авиастроения и сервисных компаний и множество новых рабочих мест. В США в этом секторе ежегодно оборачивается порядка 50 миллиардов долларов.

Но государство с явной прохладцей относится к инициативным "малышам". Никаких госпроектов в этой сфере не будет — заверили вице-премьеры Дворкович и Рогозин. Пересмотрен в сторону понижения объем финансирования подпрограммы "Малая авиация" в подготовленном Минпромторгом проекте программы развития авиационной промышленности на 2013-2025 годы.

Если ранее на эти цели планировалось отдать 20,5 млрд рублей, сейчас чуть более 9 млрд рублей. На правительственных совещаниях принято решение ограничиться субсидированием перевозчиков. Красноречивый результат: как сообщают http/izvestia.ru, в стране с прекрасными традициями вертолетостроения премьер-министр летает на итальянском вертолете Agusta AW139.

Читайте самое актуальное в разделе "Экономика"

Автор Виталий Сальник
Виталий Сальник — журналист, сотрудник новостной службы Правды.Ру
Обсудить